В Переславле торжественно почтили память святого благоверного князя Александра Невского

свящ. Сергий Савенков
Фото

12 сентября 2020 года, в праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

Храм в честь святого благоверного и великого князя Александра Невского — отдельно стоящее здание, построенное в первой половине XVIII века в центральной части древнего Переславля, рядом с Красной площадью, где некогда располагались княжеские палаты. Сегодня храм входит в комплекс Владимирского кафедрального собора.

За богослужением молились участники международной конференции «Мошенничество в сети Интернет: вызовы и угрозы христианскому присутствию в виртуальном пространстве», прошедшей накануне в Переславле.

После перенесения Святых Даров владыка совершил священническую хиротонию диакона Андрея Синицына, клирика храма Смоленской иконы Божией Матери села Ям.

По случаю престольного праздника святого благоверного князя Александра Невского за многолетнюю помощь приходу Владимирского кафедрального собора архиерейских грамот были удостоены:

  • Ирина Всеволодовна Дадыкина-Рабинович;
  • Юрий Васильевич Шиленков;
  • Елена Валентиновна Шиленкова;
  • Елена Викторовна Поворина;
  • Екатерина Владимировна Гуркина;
  • Виталий Владимирович Каляев;
  • Валентина Николаевна Малых;
  • Наталья Ивановна Иванова.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

Поздравляю вас всех с днём памяти святого благоверного князя Александра Невского! Особенно же поздравляю отца Андрея, который сегодня был рукоположен в сан пресвитера и отца Пантелеимона, для которого этот день тоже особо памятен — год назад он стал игуменом Данилова монастыря.

Ни отец Андрей, ни отец Пантелеимон никогда не смогут забыть эту дату, каждый год они будут возвращаться к тому дню, в который Бог им даровал благодать для нового служения, и каждый год они будут соотносить то, что с ними происходит, то, что они сумели сделать, соотносить самих себя с переживаниями и мыслями того самого дня.

Подобные даты есть у каждого. Для любого священника или, шире, священнослужителя, — таким днём является день хиротонии. Для монаха — день монашеского пострига. Само по себе наличие этих дней в нашей личной истории подталкивает нас к некоторому осмыслению самих себя. И это осмысление, без сомнений, должно сделать нас лучше.

Собственно, любое церковное торжество также связано с воспоминанием о чём-либо, в том числе и о том, чему ещё предстоит свершиться. Так, за каждой Литургией мы вспоминаем не только Крест, Гроб и Воскресение Спасителя нашего и Бога, мы вспоминаем также и Его Второе и славное Пришествие, то есть то, что ещё не произошло.

Ну а дни памяти святых — это дни осмысления их подвига с попытками приложить этот подвиг к окружающей нас реальности с тем, чтобы увидеть эту реальность как можно шире, чтобы понять, как нам действовать в конкретной исторической ситуации.

Любой нравственно здоровый священнослужитель и любой искренний монах в день своей хиротонии или пострига хочет лишь одного: он жаждет быть свидетелем Евангелия, он стремится сделать свою жизнь осуществлением слов Господа нашего Иисуса Христа. Но мы люди, а потому мир очень часто берёт своё. Мы склонны забывать о своих устремлениях, наши идеалы оказываются попранными, а та горячая любовь, который мы были объяты в своё время, многим из нас кажется каким-то юношеским наваждением.

Радует и обнадеживает здесь лишь то, что Церковь ежедневно пытается вернуть нас к вере чистого исповедания, пытается сделать нас теми людьми, которыми мы и должны быть: горячими и исполненными ревности о Спасителе нашем и Боге.

Делает она это через поэтическое воспроизведение жизни святых, через библейские тексты. Церковь неустанно напоминает нам, что те проблемы, которые появляются у человека на пути евангельской жизни — это вовсе и не проблемы, настоящие сложности начинаются тогда, когда человек решает жить по своей воле.

Мы знаем, что вся история Ветхого Завета говорит именно об этом: стоило израильскому народу попытаться быть как все, стать такими же, как окружающие их племена, он тут же оставался без поддержки Бога и оказывалось, что без Бога и Его силы народ Израиля ничего не может и совершенно ничего не значит. Так и каждый человек что-то значит и что-то может лишь тогда, когда живёт в присутствии Бога, когда его жизнь проникнута присутствием Христа. О том же самом нам говорят и жития святых.

Святой благоверный князь Александр Невский не пытался жить по своему уму и по своей воле. Он жил и действовал в соответствии с евангельским законом. Именно поэтому мы обращались, обращаемся и будем обращаться к нему как старшие сыновья праотца Иакова к своему брату Иосифу тогда, когда наступил голод, а Иосиф был домоправителем фараона в сытом и благополучном Египте. Иосиф стал тем, кем стал благодаря тому, что он не пытался уклониться от воли Бога о нём самом. Он не стал оказываться сопротивление и принял поругание от братьев. Старшие сыновья Иакова могли получить спасение лишь в том случае, если они пойдут по пути Иосифа, то есть полностью доверяться Богу. Так и мы с вами сможем спастись при том лишь условии, что примем на себя подвиг веры святого благоверного князя и всех святых от века просиявших.

Похожие публикации