11 марта 2019 года, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист молился за уставным богослужением во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, дорогие братья и сестры!
Сегодня начали мы читать книгу Пророка Исайи. Пророк Исайя жил незадолго до плена и обличал нечестие народа. Он говорил то, что звучало очень серьезно и очень обидно для его современников. Он говорил, что все то, что они делали в религиозном смысле — посты, праздники, обряды — мерзость перед лицом Бога. И, конечно, сказать такое человеку, что все, что ты выполняешь, как христианин, например, — это мерзко перед Богом и, что необходимо заниматься другим. Для этого надо иметь большую смелость. Исайя, мы знаем из Предания, закончил свою жизнь мученической кончиной. В царствование царя Манассии он был перепилен деревянной пилой. То есть все закончилось очень плачевно для него в таком вот практическом смысле.
В связи с этим чтением мне вспоминается общение с одним человеком, у которого свой строительный бизнес. Он приходил в храм, помогал там, пономарил, и кто-то сказал мне, что у него какие-то гигантские задержки по заработной плате работникам. Я говорю ему: «Слушай, ну, вот как так?! Почему ты не выдаешь людям деньги?» Он говорит: «Ну, как? Я же на благие дела трачу эти деньги — в паломничества батюшек вожу, что-то там еще делаю». А я ему говорю: «Ну, подожди. Вот мы читаем Священное Писание, мы знаем, что удерживать заработную плату — это большой грех. Мы знаем, что вообще все наше нравственное богословие строится на отношениях человека с человеком. Как ты так поступаешь?» «Смотри, это все прекрасно, но есть реальная жизнь. Вот реальная жизнь с тем, что написано, никак не соотносится. Я хожу в храм в субботу, воскресение. Помолился. Все хорошо. А дальше я живу так, как диктует мир».
Можно, конечно, на него показать пальцем, можно удивиться, но, простите, а кто из нас живет по-другому? Мы научились делать так, чтобы все было более-менее прилично, но, по большому счету, для кого из нас слова Священного Писания, слова пророка Исайи, слова Христа являются абсолютным мерилом всего? Кто из нас не раздваивается, кто не живет в состоянии такой шизофрении?
Пророк Исайя именно об этом и говорит. Он говорит, что для того, чтобы Бог принял жертву, жертву молитвы, жертву поста, жертву ограничений, мы должны в первую очередь помочь тем, кто нуждается. Не обязательно помочь материально, иногда просто доброе слово очень много значит, иногда просто улыбка значит очень много. И только после того, как мы научимся с любовью относиться к каждому человеку, которого встречаем, тогда и пост наш будет благоприятен, и все наши добрые церковные традиции будут Богом принимаемы. Именно об этом говорит нам сегодня пророк Исайя в паремии 6-го часа.
Неслучайно Церковь установила читать эту паремию в первый день поста, потому что именно слова Исайи должны задавать тон всему Великому посту. В первую очередь — любовь и внимание к ближнему, а через это Бог будет слышать наши молитвы, через это Бог будет принимать другие наши дела. Очень надеюсь, что мы с вами все Исайю услышали, поняли и будем его слова исполнять, потому что у его современников-иудеев это сделать не получилось, народ был уведен в плен и очень много претерпел бед. Но я надеюсь, что с нами ничего подобного по милости Божией не произойдет.