9 марта 2019 года, в субботу сырной седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме в селе Троицкая Слобода Переславского района.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня мы вспоминаем и обретение главы Иоанна Пророка, и блаженного Мишу-Самуила и, согласно Триоди постной, сегодня творим память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И эта память совершается непосредственно перед началом Великого поста.
Мы с вами, надеюсь, помним о том, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию. Образ — это то, что в человеке неотъемлемо и всегда сохраняется, вне зависимости от чего бы то ни было. А подобие — это то, к чему нам всем надлежит взойти. И когда Церковь называет какого-то человека преподобным, то она свидетельствует о том, что этот человек максимально приблизился к возможной для сотворенного существа мере подобия Божия.
Конечно же, возникает вопрос: «Что такое подобие?» Но прежде, чем ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что мир живой, движущийся, существующий делится на две половины — есть человек, а есть животные. Если мы посмотрим на животных, то увидим, что у них есть то, чего по странному, как кажется, стечению обстоятельств, нет у человека. Например, какая-нибудь собачка или кошка в норме не может переесть или переспать, не может стать зависимой от алкоголя или табака, или еще каких-то наркотических средств. Животное не может сделать по естеству своему того, что ему навредит. Человек же это делает. Человек крайне не воздержан в своих стремлениях. Те страсти, которые наше нравственное богословие называет неукоризненными, например, необходимость есть, пить, спать и так далее, мы умудряемся превратить в пороки. Почему это происходит? Почему животные этого не делают, а человек это делает? В чем проблема? Ведь мы понимаем, что разум человека значительно сильнее и способнее, чем разум животных. А дело в том, что у человека есть разумная душа. У животных разумной души нет. И наши плотские злоупотребления коренятся не в плоти, а в нашей душе. Душа приводит человека к различным грехам плоти, а никак не наоборот. Грехи наши связаны с телом, но тело зависит от души.
Так вот подобие — это не возвращение к животному состоянию, безусловно, потому что мы не можем отказаться от своей разумной души. Она нам дана разумной, и она таковой пребудет. Одна из задач восхождения к подобию и одно из видимых свидетельств подобия Божия — это когда человек становится самовластен, то есть, когда он умеет управлять собой, когда он делает не то, что ему хочется, а то, что ему полезно. Человек, который страдает от какого-то недуга, связанного со злоупотреблением, например, алкоголя, не хочет этого делать, но не может не делать. Не может не курить, или не может не переедать, не может воздерживаться от беспорядочных половых связей и так далее. Человек сам с собой не управляет.
Точно также и в отношении других наших грехов, страстей: человек рад бы не злословить — но не может, человек рад бы не осуждать — не может. Почему? Потому что его душа не способна к власти над самой собой и над своим телом.
И неслучайно память преподобных отцов, в подвиге просиявших, совершается накануне Великого поста. Мы вспоминаем тех людей, которые сумели поработить свое естество своей собственной волей, а свою волю — воле Бога. Мы вспоминаем их, их жизнь, их подвиг. То, к чему они пришли в конечном итоге, говорит нам о цели Великого поста. Цель эта как раз в том, чтобы научиться управлять самим собой, это попытка стать самовластным. Для этого необходимо некоторое внешнее ограничение.
Я очень надеюсь, что, входя в Великий пост, мы будем помнить с вами, для чего это все нужно. Для чего это нужно — для упражнения в собственной свободе. И именно так будем смотреть, и проходить этот Великий пост.
Я надеюсь, что с Божией помощью, молитвами всех преподобных отцов и всех святых Господь нам дарует свободу от самих себя и умение жить по воле Его. Помощи всем Божией! Благодарю вас за совместную молитву.