back to top

В Неделю о Страшном суде епископ Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Троицкая Слобода

Фото
свящ. Михаил Васильковский

23 февраля 2025 года, в Неделю о Страшном суде, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Троицкая Слобода Переславского района.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный Плещеевского округа священник Илия Лунгу, настоятель храма священник Олег Калинкин, протоиерей Алексей Морозов, протоиерей Андрей Уфимцев, иеромонах Илия (Кропанов), священник Виталий Сышев, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии были вручена архиерейская грамота Алексею Владимировичу Прохорову.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Олег, дорогие друзья, поздравляю вас с воскресным днём!

Совсем скоро начнётся Великий пост, и Церковь продолжает нас к нему готовить. Несмотря на то, что смысл Великого поста состоит вовсе не в том, чтобы как можно меньше и реже вкушать пищу, в ближайшие недели именно о еде мы будем слышать из самых разных источников, в этом потоке информации непременно найдут своё место и размышления о воздержании от еды как о пути приближения к Богу. Однако такое воззрение глубоко ошибочно, на его ошибочность указывают прозвучавшие сегодня во время Литургии в слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8).

Конечно же, апостол Павел ничего не выдумывал, его слова по своему наполнению совпадают со словами Самого Христа, зафиксированными Евангелием от Марка: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7, 15).

Но почему же мы тогда постимся? Почему Церковь как будто бы игнорирует эти слова?

Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос всё в том же литургическом отрывке Первого послания к Коринфянам.

С одной стороны, размышления апостола Павла начались с заявления о том, что пища не способна кого-либо ни приблизить к Богу, ни удалить от Него. С другой же стороны, закончил апостол очень яркими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Получается, что, говоря о пище в начале отрывка, апостол Павел подразумевал пищу саму по себе, то есть без её социальных свойств. В этом смысле первое упоминание пищи можно сравнить с упоминанием, скажем, дерева, которое само по себе нейтрально, однако может быть использовано человеком очень по-разному, и не все употребления дерева в равной степени безопасны для души человека. По мысли апостола Павла, дело не в том, что и когда ест человек, а в том, как свобода человека соотносится с другими людьми. В годы жизни святого апостола ещё не было привычных нам многодневных постов, но была идоложертвенная пища, и, как следствие, возникал вопрос об отношении к ней: могут ли христиане её вкушать? Не станет ли это изменой Христу? Сам апостол полагал, что нет, не станет, и, следовательно, можно. Но не все были с ним согласны, и апостол готов был отказаться вообще от любого мяса, чтобы случайно не вкусить чего-то идоложертвенного, памятуя о том, что вопрос пищи глубоко вторичен, а потому не должен становится угрозой христианского единства.

В наши дни необходимо руководствоваться той же самой логикой, и смотреть на пост лишь как на некий инструмент, который может быть использован диаметрально противоположными способами. Он может спасти, а может и привести к тому, что сердце человека наполнится оскверняющими его страстями. Если же следовать мысли апостола Павла, то на пост стоит смотреть как на инструмент, позволяющий научиться бережнее относиться к нашим ближним, и дай Бог, чтобы грядущий Великий пост был нам всем в этом смысле полезен.

Похожие публикации