В Неделю о Страшном суде епископ Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Троицкая Слобода

свящ. Михаил Васильковский
Фото

19 февраля 2023 года, в Неделю о Страшном суде, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Троицкая Слобода Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Олег, дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём!

Если человек регулярно погружает свой ум в Священное Писание, если он читает Слово Божие не только в рамках своего молитвенного правила, но и относится к Писанию как к тому слову, которое несёт в себе залог жизни вечной, то рано или поздно перед человеком встанет тот же самый вопрос, который встал перед евангельским богатым юношей: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10, 17).

Кажется, что прозвучавшее сегодня за Литургией Евангелие отвечает на этот вопрос: надо быть милосердным, надо помогать другим. Но вместе с этим Евангелие не отвечает на вопрос о том, какова должна быть мера таковой помощи, и мы понимаем: можно уподобиться тем искренним и жертвенным людям, о которых мы читаем в житиях святых, и отдать абсолютно всё, но разве этим своим действием мы сможем истребить в мире нищету, страдания и болезни? Это с одной стороны, а с другой — разве есть те люди, которые никогда и никому не помогали? Ведь так поступают и самые отчаянные злодеи, они тоже кого-то любят, о ком-то заботятся, в их жизни, может быть, считанное количество раз, но обязательно случились проявления искреннего милосердия, но означает ли это, что оказанная ими кому-то когда-то помощь перевесит на Суде Божием всё то зло, которое они совершили в своей жизни? На все эти и многие другие схожие вопросы, конечно же, не существует математически точного выверенного ответа, потому что ответ кроется в любви, а она, как известно, не поддаётся исчислению и математическому описанию.

Апостол Павел дал всем прекрасно известное определение христианской любви, среди прочего, в его определении есть слова о том, что любовь «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5), а это означает, что тот, кто действует из любви, не осознает того, что он в эту секунду делает нечто выдающееся, что он, собственно, кому-то помогает. На это указывают и Христовы слова из описания Страшного суда: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили?» (Мф. 25, 37). Праведники не осознают себя таковыми, они не пытались исчислять свои добрые дела, они просто жили, исходя из любви, для них их действия были естественным проявлением их души, точно также, как дыхание — естественная функция организма, о которой мы не задумываемся до тех пор, пока не столкнёмся с теми или иными проблемами органов дыхания.

А потому, всем нам стоит задуматься не только о том, есть ли в нашей жизни проявления милосердия по отношению к другим, но и о том, чем продиктованы эти наши поступки. Есть ли в них элемент гордыни и тщеславия? Особенно легко это сделать тем, у кого есть дети, можно задать себе вопрос: «То, что я делаю для своих детей, я делаю для них или же для себя, для того чтобы можно было потом похвастаться перед родственниками и близкими тем, какие у меня замечательные дети?» Впрочем, схожий вопрос можно задавать самому себе и во всех иных случаях совершения тех дел, которые можно отнести к разряду благих и милосердных.

Конечно, не существует эталонных злодеев и эталонных носителей любви, а потому в каждом нашем поступке доброе перемешано со злым, искреннее стремление помочь встречается внутри нас с тщеславием ветхого человека, зачастую их крайне непросто отделить друг от друга, но несмотря на это, нам стоит помнить, что истинное милосердия начинается там, где заканчивается память о себе самих. И дай нам всем Бог рано или поздно прийти к такому устроению души, дабы не были мы осуждены на Страшном суде Божием, но были прославлены для жизни вечной с Воскресшим Господом нашим Иисусом Христом!

Похожие публикации