9 марта 2019 года, в канун Недели сыропустной, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— С наступающим воскресным днем вас, с Прощеным воскресеньем!
Безусловно, завтрашний день ставит перед нами серьезную тему, тему прощения. Почему? Потому что в Евангелии сказано все очень ясно: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15), «если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 26).
Все очень просто. Но помимо слов Христа мы знаем, что в Ветхом завете о прощении говорится неоднократно. Говорится, может быть, не так прямо, но Бог заповедал своему избранному народу с определенной периодичностью возвращать то, что было какой-то причине отобрано у собрата. То есть, если ты за долги забрал землю, то должен будешь вернуть и возвратить все к исходному состоянию. Так, как будто бы не было этих долгов, не было этого периода, как будто не было греха. Необходимо было технически все простить — хочешь ты этого, не хочешь — таков был Закон в то время, когда Израиль был теологическим государством, когда Бог управлял Израилем.
К счастью, у нас есть период Великого поста, в который нам необходимо постараться сделать то же самое. Но не только в материальном смысле, но и в духовном. Сделать это самостоятельно бывает невозможно. Почему? Потому что есть грехи, есть предательство, есть какие-то совершенно жуткие вещи… И простить их так, чтобы дальше хотеть и иметь возможность общаться с человеком, который таким образом с тобой поступил, невозможно. А если это невозможно, то мы попадаем в то состояние, о котором один британский апологет сказал приблизительно так: «Да, как христианин я его прощаю, но дел с ним иметь не хочу. Давайте, разведите нас в разные концы рая, чтобы нам не встречаться». Вот это настроение, это состояние действительно является препятствием для вхождения в радость Царства Небесного. Потому что пока у нас есть к кому-то такое отношение, то мы даже здесь и сейчас испытываем мучения… В норме никакой человек не может жить в состоянии конфликта спокойно, это не может не беспокоить.
Мы с вами помним, что перед молитвами ко Святому Причащению есть такое увещевание «первее примирися тя опечалившим». Не с тем, кого ты опечалил, а с тем, кто опечалил тебя. Этот человек может не понимать, что он нанес тебе какой-то урон, может не чувствовать это, он может к твоим словам с просьбой о примирении отнестись непредсказуемо, и нанести тебе еще большую обиду. Тем не менее, Церковь говорит нам именно так. Сделать это по-человечески бывает совершенно невозможно.
И вот дальше мы читаем первую молитву ко Причастию и называем там Господа Иисуса Христа «Источником жизни» и «всея твари Содетелем». Это означает то, что без Него мы не можем сделать никакое добро. Без Него нам недоступно прощение другого, без Него мы не можем войти в Царствие Небесное, в радость пребывания с Богом и в Боге. И поэтому нам необходим Великий пост, поэтому нам необходима помощь Бога, для того, чтобы простить, для того, чтобы измениться… Измениться так, чтобы не чувствовать себя ущемленными от кого бы то ни было. Потому что, если посмотреть с высоты Вечности, то все наши конфликты, которые могут быть здесь, имеют временный и мгновенный характер. Но мы, к сожалению, склонны быть порабощенными ими.
Дай Бог, чтобы у нас была молитва, было осознание своей немощи, слабости, чтобы Бог эту молитву услышал, увидел движение нашей воли к прощению, чтобы мы научились это делать. Чтобы дух всепрощения никогда нас с вами не покидал.