2 июня 2020 года, в канун праздника Владимирской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Мне, как человеку с первоначальным техническим образованием, богословие даётся весьма непросто. Впрочем, то же самое можно сказать и о других науках из гуманитарной области знания. Естественно, что я об этом довольно напряжённо размышлял, пытался понять, почему это так. Вывод мой таков: в отличие от технических наук, гуманитарное, и, в первую очередь, богословское знание невозможно привести в некую стройную систему. Если же пытаться найти в нём внутреннюю логику и самому выстроить систему формул, то это неизбежно приведёт к грубым ошибкам, то есть, к ересям. Техническая логика оказывается бессильна перед премудростью Божией и Жизнью с большой буквы. Поэтому приходится отказываться от привычной системы знания и идти другим путёём.
Особенно ярко бессмысленность пути чётких формулировок ощущается при размышлениях о Божией Матери. Почему именно Она? Почему Она имеет власть действовать через Свои иконы? Почему Она была исполнена Духа Святого ещё до того, как Её Сын вознёсся к Богу-Отцу? И, если говорить о Духе, то как можно описать Его действие? Какими инструментами возможно определить это действие? Вопросов много, но на них нет, и не может быть четких и всеми признаваемых ответов. А если они и есть, то их невозможно облечь в слова. Их можно лишь пережить и почувствовать.
Первая глава Евангелия от Луки ставит перед нами сразу несколько вопросов относительно Святого Духа. В об Иоанне Предтече сказано, что он «Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1, 15) и в то же время мы читаем, что когда Мария пришла к Елисавете, то «взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1, 41). Некоторые авторитетные толкователи особым образом акцентируют внимание на том, что в тот момент «исполнилась Святого Духа» именно Елисавета, а не её ребенок. Но как же быть с обетованием, которое было дано ангелом относительно самого Иоанна? Или здесь мы имеем дело с умолчанием евангелиста, и ещё не рожденному Иоанну дал возможность почувствовать приближение Спасителя мира всё тот же Дух Святой?
Признаюсь, что у меня нет ответов на эти вопросы. У меня нет понимания происходивших тогда процессов. Более того, мне думается, что здесь необходим подвиг веры, который невозможен без содействия Святого Духа.
Вскоре мы соберёмся в храмах с тем, чтобы вознести свои молитвы в день Пятидесятницы. Мы будем молиться о том, чтобы и нам, подобно апостолам, стать причастниками Святого Духа. Но без ходатайства, без близости к нам Божией Матери это вряд ли возможно. Мы знаем, что невозможно представить церковную историю нашего Отечества без Владимирского образа Пречистой, но Её участие в нашей жизни — это и участие в ней Духа Святого, Которого Она исполнена в большей степени, чем какой-либо другой человек.
В этом году празднование в честь Владимирской иконы предваряет собой день Пятидесятницы. Помолимся же Пресвятой и Пречистой Владычице нашей о том, чтобы Она приблизилась к нам так, как в своё время приблизилась к праведной Елисавете. И чтобы через это приближение и мы с вами исполнились Духа Святого.