3 мая 2019 года, в Доме культуры Большого Села открылась необычная пасхальная выставка «Рисую ножницами».
Художественные произведения искусства — картины, вырезанные из бумаги, — представила местная дачница из села Учма соседнего Мышкинского благочиния, московская художница Анна Спарышкина. После презентации работ Анна Викторовна устроила для немногочисленных посетителей мастер-класс по художественному вырезанию из бумаги пасхальных открыток в форме яиц.
Превращение бумажных салфеток в ажурные снежинки — обыкновенное новогоднее чудо, которому нас обучают еще с младенчества в детском саду. Но далеко не каждый способен запомнить тайну этого фокуса, пронести через десятилетия и потом показать его своим детям. Анна Спарышкина без хитрых приемов и шаблонов «соткала» ножницами в бумажном «кружеве» целые сюжеты духовно-религиозного содержания. Летит по небу над ее любимым селом Учма ангел, едет по полю Илья Муромец на богатырском коне, святой преподобный Кассиан Учемский на лошади летит по Древней Руси, преподобный Сергий Радонежский с птицами, а вот — с покорно вытянувшимся у его ног медведем.
Евангельские сюжеты — Иисус Христос в лодке направляет апостола Петра быть ловцом человеков, торжественно предстоящие перед небом лилии, которые «не ткут, не прядут», но даже «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Образы молитв — «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех — благоволение», назидательный исторический диптих — «Наполеон смотрит на Москву, а казаки въезжают в Париже под Триумфальную арку» — подписанный меткой русской пословицей «Не желай чужого — свое потеряешь». Ажурная икона святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего змея. Всего представлено 38 работ, созвучных пасхальному настроению. Есть и зимние, «рождественские» работы, с евангельской сценой Рождества Христова — их видели зимой на рубеже 2017–2018 годов жители Углича, где проходила выставка.
По словам самой художницы, ее коллекция «нарисованных» ножницами картин, с учетом раздаренных друзьям — более ста штук. Создание одного произведения занимает около месяца, есть начатые и отложенные, «созревающие» в творческом замысле работы.
Анна Викторовна «кромсает бумагу», как она сама выразилась, обычными удобными тонкими ножницами, купленными в швейном магазине. Сложные сюжеты — такие, как евангельские сцены, или эпизоды из житий святых, выстраивает фигурно, композиционно, прорисовывает, несложные — намечает опорными точками или режет так; если композиция симметричная, то лист складывает. Работая над картиной, использует два листа — на одном думает, как на черновике, а из другого создает ажурный шедевр.
— Я режу давно, — рассказала Анна Спарышкина на открытии. — Кто-то даже из знакомых художников пошутил, что я с ножницами родилась. — Нет, — говорю, — я родилась осторожно, никого не ранила. Но это правда, что с давних пор с ножницами дружу и режу всякую всячину из бумаги. И только уже в совершенно взрослом возрасте я познакомилась с Асей Алексеевной Петриченко, руководителем клуба вырезальщиков, который находится в подмосковном городе Домодедове, где хранится огромный фонд бумажных вырезок со всего мира.
Ее отец когда-то начал собирать эту мощную международную коллекцию художественного вырезания из бумаги, в которой есть экспонаты из Китая, Италии, Украины, Беларуси, Германии, Финляндии, Голландии, Франции, стран Прибалтики. Во всех этих странах есть художественное вырезание как вид творчества, а у нас в России нет. Ася Алексеевна Петриченко при нашем знакомстве задала мне вопрос: «Почему у всех народов есть, а у нас русских почему-то нет?» Действительно, у белорусов вырезание из бумаги возведено в статус национального достояния, украинцы возвели «вытынянку» или «вытынанку» (так называется художественное вырезание и выбивание из бумаги) в статус национального символа. В России даже искусствоведческого собственного термина к этому виду художественного творчества не было.
Вырезальщицам пришлось провести большую исследовательскую работу, чтобы изучить свой вид творчества. По ее итогам искусствоведом Светланой Яворской, также являющейся членом клуба, был закреплен термин — «художественное вырезание из бумаги».
Анна Викторовна рассказывает, что корни этого искусства уходят в крестьянский быт, попытку внести в него эстетику подручными средствами. Нет вышитой занавески — вырезать красивую бумажную шторку, нет красивой тарелки — сделать красивую подложку, допустим, под пасхальный кулич. Бумажным ажуром украшались окна, посудные шкафы-горки, иконостасы и все, что требовало красивого дополнения. Причем, не всегда это была бумага — обычно в ход шли газеты.
— Такое народное творчество было для радости, помогало сохранять быт в доброте, — объясняет художница, — в красоте естественной. Оно воодушевляло и радовало человека. На одной из выставок ко мне подошел пожилой мужчина. Он рассказал, что его детство совпало с Великой Отечественной войной, еды мало, отец погиб на фронте. Мама и бабушка вынуждены были продавать все, что было в доме, чтобы прокормить детей. В шкафу у них стояло несколько красивых тарелок. Когда мама вынула очередную тарелку из посудной горки, чтобы продать и купить детям крупу-муку, она поняла, что эстетика посудного шкафа нарушилась. Ей очень не хотелось, чтобы дети росли с чувством нищеты и горя, которое выражалось в том, что дом пустел на глазах, становился разоренным. И мама вместо этой тарелки из старой газеты вырезала что-то типа снежинки круглой и поставила вместо нее. Таким образом, эстетика этого шкафа и его гармония сохранилась, не было видно, что отсутствует какой-то элемент, чтобы дети не подумали, что совсем уж плохо, не потеряли детский оптимизм, несмотря на то, что кругом война и голод.
По словам Анны Спарышкиной, в России художественным вырезанием занимаются от силы два десятка человек, хотя бумага в прикладном значении используется в художественном творчестве очень широко и архитекторами, и сценическими художниками, и проектантами, а в отдельном художественном выражении — крайне мало.
После осмотра выставки всем посетителям было предложено вырезать из цветной бумаги по заготовленным художницей трафаретам 4 разновидности пасхальных открыток в форме яиц.
— Это сильно упрощенные трафареты, — пояснила Анна Викторовна, — я много лет работала в музеях разных подмосковных, поэтому опыт работы с детьми и со взрослыми есть, есть и сама методика последовательностью выполнения — показать, как вырезать несложную композицию пасхальной открытки в виде яйца, с которой справились и дети, и взрослые.
У Анны Викторовны в своем селе есть постоянные ученики — соседские дети, которые каждое лето приезжают на каникулы к бабушкам и дедушкам в Учму.
— Мы все время с ними занимаемся, делаем спектакли, — рассказала Анна Спарышкина, — в прошлое лето поставили теневой спектакль с фигурками, вырезными из бумаги. Мы и ангелов с ними вырезали, и в Тутаев ездили. Но сказать, что они уже стали заниматься художественным вырезанием самостоятельно и с желанием, я пока не могу. Человек должен до этого дозреть, а вообще ребята способные, талантливые, с желанием создавать что-то красивое.
— Эта выставка — пример духовного искусства, в котором человек в своих творениях воспевает красоту Создателя и красоту Созданного Богом, — говорит Большесельский благочинный протоиерей Сергий Сабадаш, — сегодня на официальное открытие пришло подрастающее поколение, которому хочется научиться этому искусству на мастер-классе. Главное, что мы должны помнить, занимаясь искусством, что хорошее искусство — воспевает красоту Создателя, нашу любовь к Богу, нашу жизнь с Богом, а не наши страсти, как это обычно в искусстве. Давайте жить с Богом и с искусством, воспевающим Бога.