В день перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба епископ Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском монастыре

Михаил Кудрявцев
Фото

15 мая 2019 года, в день перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогая братия святыя обители сея, отцы и многочисленные паломники! Поздравляю вас с днем памяти перенесения святых мощей Бориса и Глеба!

Святых мучеников Бориса и Глеба мы почитаем как людей, вкусивших хлеба от древа жизни — Истинного Христа Бога. Сегодня мы слышали в коротком отрывке Евангелия от Иоанна, что Христос говорит о Себе: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 35).

Как нам понимать эти слова? Вообще, что Он имеет в виду, когда говорит, например, про глаз, который надо вырвать, если он тебя соблазняет, или про руку, которую надо отсечь, если она соблазняет. Господь говорит это в прямом или переносном смысле? А когда Христос Спаситель называет апостола Петра и его веру камнем, на котором будет основана Церковь, и тут же называет того же самого апостола сатаной, то какое из этих определений апостола Петра истинное, и кто тогда на самом деле апостол Петр?

Таких вопросов к Евангелию очень и очень много, и ответы на них мы получим, если будем помнить одну очень важную вещь. Она выражена в одном анекдоте, имеющим разные вариации. Одна из вариаций звучит так: «К одному православному, церковному человеку приходят люди и спрашивают его: «Читал ли ты Библию?» И он отвечает: «Мы ее писали!». По другой версии анекдота, так отвечают иудеи.

Но Священное Писание, особенно Евангелие, Новый Завет — Книга, принадлежащая Церкви. Ее невозможно читать, находясь вне Церкви. Это абсолютно бессмысленно. То же самое, что пытаться читать должностные инструкции какой-либо организации, находясь вне этой организации. Понять что-то можно, но далеко не все, а исполнить, точно не получится. Когда мы сталкиваемся с совершенно непонятными словами Христа, то не стоит пытаться понимать их своим умом и самостоятельно их трактовать, надо обратиться к Церкви.

Безусловно, когда Христос Спаситель говорит о Себе, как о хлебе жизни, то это не аллегория. Эти слова имеют самый прямой смысл. Он есть хлеб, который мы должны жаждать и алкать. В другом месте Он говорит: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54). Ни русский, ни славянский перевод не выражают того оттенка, который есть в греческом языке, в словосочетании «Ядущий Мою плоть». Глагол, который мы переводим, как «ядущий», совершенно не выражает какой-либо эмоции. Греческое же слово означает «жадно поедать, вгрызаясь зубами». Можно сказать, что у этого греческого слова очень низкий лингвистический оттенок. Но, тем не менее, евангелист Иоанн использует именно это слово. Из этого мы можем сделать вывод, что жажда Тела Христова каждый раз должна быть такая, будто бы мы пережили блокаду.

Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание, что Тело Христово — не только плоть Спасителя нашего, но еще Его учение, Его слова и наша вера в Него. Плоть, Кровь, Учение, Слова и вера в Спасителя — и есть то Тело Христово, которого мы должны жаждать. И только через Тело Христово, как все святые, так же, как Борис и Глеб, мы можем приобрести Вечную Жизнь со Христом и Спасение.

Христос Воскресе! Еще раз всех вас сердечно поздравляю с праздником!

Похожие публикации