18 мая 2019 года, в день памяти мученицы Ирины, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое освящение Никольского храма Николо-Сольбинского женского монастыря и возглавил Литургию в новоосвящённом храме.
По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим:
— Дорогая матушка Еротиида, я вас в первую очередь поздравляю с освящением этого храма и благодарю вас за труды, которые вы предприняли для того, чтобы это освящение состоялось, начиная с его постройки и в эти последние дни. Отца Александра, конечно, также особо благодарю за то, что вы потрудились над этим. И вас отцы, братья и сестры за то, что вы сегодня с нами молились при освящении этого храма и за Литургией.
Мы с вами прекрасно знаем, что Церковь стоит на крови мучеников, и что совершение Литургии возможно только на останках, честных останках, мучеников. Сегодня мы тоже, как за всяким освящением, ходили небольшим крестным ходом с мощами мучеников, с двумя частичками: для антиминса и для святого престола. И, вообще, Церковь, вслед за Господом нашим Иисусом Христом настаивает, что христианин не может не быть вне гонений, так или иначе какое-то неприятие от внешнего мира христианин в любом случае будет переживать.
Об этом сегодня читалось Евангелие, известные нам заповеди блаженства, о блаженстве тех, кто за имя Христово будет гоним. О том же самом говорит и апостол Павел, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Об этом очень много сказано в Евангелии от Иоанна и, вообще, в каждом Евангелии. Мотив понятен: если ты христианин, то внешний мир не будет тебя принимать за своего. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский, в свое время, при одном монашеском постриге сказал замечательные слова: «Миру ненавистно почему-то самое имя монаха и даже его внешний вид. Для себя мир давно уже счел необязательными и даже излишними все добродетели, но к монахам он очень строг. Мирской суд над монахом жесток, пристрастен и беспощаден. На этом суде спрашивают только о звании и, когда услышат: «Монах», — тотчас выносят обвинительный приговор и присуждают к позору и бесчестию».
Священномученик Иларион говорил это применительно к монашествующим, но мы понимаем, что точно такая же логика действует и по отношению к священникам. Нет священника, который не переживал бы то или иное поношение. Если он служит Истине честно. Нет христианина, который бы, если он является христианином не только по имени, не испытывал бы поношений.
И это очень важный критерий, потому что он может подсказать, живем ли мы христианской жизнью или нет: свидетельства ближних, те, кто нас любит, тоже могут подсказать, но и свидетельства от внешнего мира в этом смысле значительно более важны. Если мир говорит нам «вы молодцы!», значит, у нас серьезные проблемы, что мы еще не стали христианами. Ведь слова Господа Иисуса Христа «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6, 26) — не пустой звук.
Мне бы хотелось всем вам пожелать не бояться того, что нам может принести внешний мир в плане гонения какого-то либо какой-то злобы, потому что это то, что является одним из христианских «маркеров». На тех, кто претерпел, на тех, кто прошел путь христианства до конца, и строится Церковь и совершается Литургия. И поэтому, если Бог кому-то из нас судит пройти до конца этот путь и стать мучеником святым, то слава Богу. Будет у нас еще один человек, еще один святой, на останках которого мы будем совершать Божественную Литургию, священную службу Тела и Крови Христовых!