14 декабря 2019 года, в канун Недели 26-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам со словами проповеди:
— При внимательном отношении к тексту Евангелия и при сопоставлении описания одних и тех же событий разными евангелистами не может не обращаться на себя внимание мелкое различие в фактах. К примеру, в параллельных местах Евангелий от Матфея и от Марка фигурируют не два ангела, а один. Для кого-то это различие становится существенным преткновением для веры в то, о чем свидетельствует Евангелие.
На самом то деле, подобных мест в текстах Нового Завета немало. Достаточно вспомнить историю обращения фанатичного фарисея Савла, который стал апостолом Павлом. Одна и та же книга Деяний приводит два противоположных свидетельства: в первом мы слышим голос автора книги апостола Луки, он утверждает, что люди, которые были с Савлом на пути в Дамаск, «стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» (Деян. 9, 7). Сам же апостол Павел в главе 22-й той же самой книги говорит, что «бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали» (Деян. 22, 9).
Существуют попытки согласования между собой этих свидетельств Нового Завета. К примеру, зачастую говорится о том, что слышать голос и понимать речь это не одно и то же. И что апостол Павел имеет в виду именно понимание того, что ему было сказано. А ни в первом, ни во втором случае никто, кроме самого апостола, не понял того, что ему было сказано.
В отношении количества ангелов, которые встретили жен-мироносиц у гроба, тоже есть попытки согласования. Самое известное из них говорит о том, что различие в числе ангелов связано с местом встречи с ними. У Луки эта встреча происходит вне пещеры гроба, женщины зашли, не нашли тела Христа внутри, вышли и здесь встретили ангелов, а Марк упоминает о встрече с ангелом внутри пещеры. Некоторые толкователи полагают, что и у Марка было два ангела, один внутри, а другой снаружи. Конечно, это неплохие и очень важные с апологетической точки зрения попытки защиты текста Нового Завета от нападок скептиков. Но важно само свидетельство. Важна его суть. А суть здесь в том, что женам-мироносицам было возвещено Воскресение Христово. В этом цель евангелистов, вопрос подсчета ангелов их занимал в последнюю очередь. Господь воскрес! Причем тут число ангелов?! Важно для мироносиц и то, что они не могли не поверить своим глазам и ушам. Они также не могли молчать о том, что видели и слышали. Но даже их свидетельство — свидетельство очевидцев — не убеждает других очевидцев — апостолов. Дело тут не в маловерии апостолов, а в том, что отсутствие тела, еще не означает воскресения. Им надо было увидеть самого Христа!
Что же касается разногласий в повествованиях, то дело тут в том, что Евангелие и вообще Новый Завет — это свидетельства очевидцев. Свидетельства людей. Ведь если попросить пересказать то, что у нас здесь сегодня происходит, то, о чем я говорю, то это будет ровно столько различных рассказов, сколько есть сейчас здесь людей. У каждого будут свои акценты, каждый вынесет что-то свое, а кто-то не вынесет и вовсе ничего.
Но все же, дай нам, Господи, уйти отсюда с самым главным — с радостью о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе!