22 февраля 2020 года, в канун Недели о Страшном суде, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Осталась одна неделя до начала Великого поста, скоро мы будет совершать умилительный чин прощения, без которого невозможно вступить в Великий пост. К сожалению, чаще всего этот чин представляет собой некоторую формальность — простить и испросить прощения по-настоящему мало у кого получается. Причин тому множество, но сегодня мне хотелось бы затронуть лишь одну из них: в чем должно и нужно каяться и, как следствие, просить прощения?
В Евангелии от Матфея есть такие слова Господа нашего Иисуса Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30–32).
Грех — это то, что не может быть названо поступком ради Христа. Грех — это противоположное действие, это расточение, разбазаривание того, что принадлежит Господу. Получается, что и каяться надо именно в этом. В том, что в тех или иных случаях мы не были соработниками Христа, а действовали против Него.
Но есть опасность ошибки: дело в том, что быть соработником Христа и быть приятным во всех отношениях человеком — не одно и то же. Господь требует работать с Ним и ради Него, а общество диктует нечто совершенно противоположное, оно требует, чтобы мы нравились людям, чтобы не раздражали их, чтобы были милы, приятны и во всех смыслах симпатичны. Собственно, наше покаяние зачастую сводится к просьбам простить то, в чем мы проявили несоответствие не Христовым требованиям, а ожиданиям окружающих нас людей. В этом мы просим прощение, из-за этого нервничаем и переживаем.
Сам Христос далеко не для всех и не всегда был приятен. Об этом свидетельствует людская злоба, которая привела Его на Крест. Но были ли у Него мысли попросить прощения и сказать, что Он был не прав тогда, когда поступал вопреки ожиданиям толпы, но по воле Бога? Мы знаем, что нет. Он не шел по пути угождения людям, Он пришел исполнить Закон, именно это Господь и делал. В самом устремлении исполнить Закон Бога заложен неизбежный конфликт с падшим человечеством.
Мы тоже представили падшего человечества. Но мы христиане. Поэтому и грех для нас — это несоответствие Христовым словам, несоответствие Его ожиданиям. В этом и надо каяться. За это и надо просить прощения друг у друга.