17 апреля 2025 года, в Великий Четверток, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с Великим Четвертком, причастников — с принятием Святых Христовых Тайн!
Сегодня мы вспоминаем Тайную Вечерю — евангельское событие, которое установило таинство Евхаристии. Это же самое событие вспоминал и апостол Павел в прозвучавшем сегодня во время Литургии отрывке из 11-й главы Первого послания к Коринфянам.
Эти слова апостола Павла, как и вообще все апостольские слова, были написаны по определённому поводу, и в данном случае повод виден из самого текста: в Коринфе сложились довольно странные традиции, некоторые из которых явным образом противоречили сути христианства. Для того, чтобы указать на это противоречие, апостол Павел начал свою речь с упоминания совершения Господом Иисусом Христом Тайной Вечери. Апостол, напомнив прекрасно известные всем христианам евангельские события, напомнил и о той ответственности, которую несут те люди, которые подходят к таинству Тела и Крови Христовых не должным образом.
Но как именно нужно готовить себя к этому таинству? Как сделать причащение спасительным? Апостол Павел в своём ответе на эти вопросы сделал акцент на довольно загадочном для современного читателя Послания к Коринфянам словосочетании «рассуждение о Теле Господнем»: «Кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29).
Что означает эта апостольская мысль? Очевидно, что Павел не призывает сидеть и в обыденном смысле рассуждать, то есть говорить, о Теле Господнем. Речь у апостола идёт о том, что Церковь давно сделала правилом, которое известно всем христианам: нельзя относиться к Телу и Крови Христовым как к обычному хлебу и вину, нельзя подходить к Чаше без предварительного испытания своей совести, нельзя причащаться без молитвенной сосредоточенности, в конце концов, нельзя приступать к таинству, пребывая с кем-либо во вражде. Апостол Павел своими словами предостерегает нас против превращения таинства Тела и Крови Христовых в привычку, ведь такая опасность действительно есть, и подстерегает она вовсе не тех, кто часто причащается, а тех, кто, причащаясь, не удосуживается сосредоточить свой ум на Теле Господнем.
Если же смотреть на слова апостола Павла чуть шире, то они призывают нас находить время и силы для того, чтобы погружать свой ум в размышления как о Евангелии, так и о церковных таинствах. Без такового погружения ума движение по пути спасения попросту невозможно, без него никакая молитва не сможет достичь своей цели и приблизить нас к Богу.
Очень надеюсь, во-первых, что среди нас сегодня нет тех людей, которые причастились в «осуждение себе», а во-вторых, что мы услышали слова апостола Павла и примем их как руководство к действию!























