12 апреля 2025 года, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии прихожанка Владимирского собора Наталья Ивановна Иванова была удостоена медали прп. Даниила Переславского III степени.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим!
У одного современного проповедника есть, как мне кажется, совершенно замечательная мысль. Однажды, указывая на веточки вербы в руках собравшихся на праздник в храм людей, он сказал, что этими веточками очень удобно отмахиваться от Христа. Действительно, это удобно. А ещё удобно от Него скрываться за многими другими нашими традициями, а можно Спасителя и вовсе заменить, к примеру, крещенской водой или же куличами и крашеными яйцами. Безусловно, все наши традиции — прекрасны, но они не должны становиться самоценными, а потому, стоя сегодня с веточками верб в руках, мы должны подумать о том, к чему эти веточки нас призывают.
Да, мы помним, что они символизируют собой те ветви, с которыми встречали Христа люди у врат Иерусалима. Люди тогда произносили ликующие слова, они встречали Спасителя как царя, но увы, лишь как царя земного, а отнюдь не как Царя царствующих и Господа господствующих. Эти люди не сумели понять, что перед ними Творец вселенной и Податель жизни. Что же помешало им прийти к такому осознанию? Ответ нам известен: смирение Спасителя, Который предал Себя в человеческие руки. Оказалось, что Бог вовсе не таков, каким можно было бы Его представить, оказалось, что непостижимое человеческим умом смирение — это одно из свойств Божиих. С тех пор прошло без малого две тысячи лет, но мы по-прежнему не способны понять, что богоподобен не тот, кто всеми силами демонстрирует своё величие и свой статус, а тот, кто уподобляется Спасителю в смирении.
А ещё оказалось, что Бог может нуждаться в человеческой поддержке. Это тоже стало вызовом для встречающих Христа с пальмовыми ветвями людей. Как так? Бог и нуждается в поддержке? Он нуждается в сочувствии? Как такое вообще возможно? Разве могут быть у Бога какие-то проблемы? И разве Бог нам нужен не для того лишь, чтобы благотворить? Зачем вообще человеку Бог, который нуждается в нашей поддержке?
На все эти вопросы ко времени наступления Страстной седмицы не было ответов даже у апостолов. Апостолы всё поняли позже — после Христова Воскресения, а весь прочий мир всё ещё находится на стадии понимания того, что Бог силен Своей кротостью, что Христос пришёл не для того, чтобы дать человечеству комфортную земную жизнь, Он пришёл, чтобы изменить наше естество и сделать нас способными войти в Царство Небесное.
Если мы не в состоянии это понять, то мы мало чем отличаемся от тех людей, которые сначала восклицали «Осанна!», но уже через несколько дней с не меньшим энтузиазмом начали требовать распятия Спасителя, ведь Он не оправдал их ожиданий, а значит, Он попросту не нужен, и если Его проповедь бесполезна в рамках земной жизни, то зачем она вообще нужна.
Очень надеюсь, что мы не повторим ошибок этих людей, и что вербы в наших руках — это символ стремления к исполнению Христовых заповедей, а не что-либо иное.