back to top

В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Фото
Андрей Сышев

6 апреля 2025 года, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

Сегодня мы с вами вспоминаем крайне важное для нашего спасения евангельское событие: явление Пресвятой Деве архангела Гавриила и его благовестие о скором рождении у Неё Сына — Спасителя мира Христа. Это евангельское событие настолько значимо, что Церковь в тропаре праздника называет его «спасения нашего главизной», и Благовещение — единственное торжество, о котором Церковь произносит такие слова.

Давайте на них остановимся, и попытаемся понять всю их глубину, и вместе с этим постараемся глубже осознать значимость нынешнего праздника для каждого человека.

Церковнославянское выражение «спасения нашего главизна» можно понимать как минимум двумя способами: как указание на начало, и как указание на суть. Иными словами, его можно перевести и как «спасения нашего начало», и как «самая суть нашего спасения». Дальнейший текст тропаря праздника не противоречит ни одному из этих двух переводов, ведь далее он говорит о Боговоплощении, и мы с вами знаем, что суть христианства, следовательно, и суть спасения состоит в том, что Бог стал Человеком, и через это Он исцелил наше естество, сделал его таким, каким оно было до грехопадения Адама и Евы. Вместе с этим Воплощение Бога — это непосредственно начало Его действий на земле по устроению нашего спасения, то есть начало тех событий, которые описаны в Евангелии, и которые в конечном итоге привели к Победе Христа над адом и смертью.

Однако, как мы знаем, все это не было бы возможно, если бы не Пресвятая Дева, ведь именно Она ответила согласием на слова архангела Гавриила. Да, Она не всё понимала, Ей было страшно, но Она сделала этот шаг веры и доверия, благодаря чему мы все теперь имеем возможность обрести спасение во Христе.

Впрочем, есть и условие, причём оно повторяет то условие, выполнение которого Пресвятой Девой позволило Богу воплотиться: мы должны ответить согласием на благовестие нашего спасения. Иными словами, мы должны ответить согласием на Евангелие, и согласие наше должно быть абсолютно добровольным.

Бог не смог бы воплотиться, если бы Пресвятая Дева не позволила Ему это сделать, и Бог не может нас спасти, если мы не позволим Ему это сделать, а потому согласие Пресвятой Девы стало началом спасения. Праздник Благовещения напоминает нам об этом ради того, чтобы и мы молитвами Пречистой Божией Матери нашли в себе силы ответить Богу согласием, и чтобы сохранили верность этим своим словам до нашего последнего вздоха.

Похожие публикации