29 марта 2025 года, в канун Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Продолжается Великий пост, и вместе с ним продолжается чтение книг Ветхого Завета во время седмичных великопостных служб. К сожалению, мало у кого есть возможность посещать эти службы, а потому мне хочется поделиться размышлениями относительно одного из великопостных богослужебных отрывков книги Бытия.
Этот отрывок касается той темы, которой мы, судя по всему, будем вынуждены касаться до самого нашего последнего дня: речь идёт о прощении.
Все мы на собственном опыте знаем, насколько сложно прощать. Да, довольно просто произнести нужные слова, но простить по-настоящему иной раз бывает почти что невозможно. Христианская традиция свидетельствует, что способность прощать — это свойство великих людей, и именно они на страницах Библии прощают без каких-либо условий. Один из таких людей — Иосиф. О нём, и о его прощении рассказывает отрывок из 43-й и 45-й глав книги Бытия.
Однако, прежде чем перейти к размышлениям на тему Иосифа, стоит обратить внимание, что великопостные библейские чтения ничего не говорят о том, каким образом Иосиф оказался в Египте. С одной стороны, это может показаться упущением Церкви, а с другой, сам факт умолчания о пути Иосифа в Египет крайне важен с точки зрения тех акцентов, которые расставляет Церковь.
От нас не сокрыт текст книги Бытия, ничто не мешает нам открыть 37-ю главу этой книги и узнать, что Иосифа его братья продали в рабство. Причиной ненависти к Иосифу стала банальная зависть, причём зависть эта была столь сильной, что поначалу братья и вовсе хотели убить праведника, однако вмешательство старшего из них — Рувима — помогло избежать кровопролития.
Сложно представить что-то более отвратительное, чем поступок братьев Иосифа. Кажется, что после этого никакое общение попросту невозможно, что лучше всего и вовсе больше никогда не встречаться.
Но что мы видим в книге Бытия тогда, когда после долгой разлуки Иосиф снова встретился со своими братьями?
Иосиф всё прекрасно помнит, однако он не держит никакой обиды на братьев, он не требует от них какого-либо извинения за совершённый ими грех, он интерпретирует случившееся как промысел Божий: «Не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45, 5). Тем самым Иосиф доказывает, что простить можно всё, даже то, что на первый взгляд кажется недоступным прощению, если, конечно, не забывать о Боге, Который способен всё обратить ко благу.
Церковная традиция видит в Иосифе прообраз Христа. Христа, как и Иосифа, предали Его братья — евреи, или, шире, — люди. Однако Воскресший Христос не требует у человечества извинений, Господь нас простил, простил всех и за всё, Он открыл нам дорогу не в царство земного изобилия, но в Царство Небесное, и Он, подобно Иосифу, призывает нас прийти к Нему немедля (см. Быт. 45, 9–10), и через исполнение Его заповедей обрести блаженство всех от века просиявших святых.