back to top

В Неделю сыропустную епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

2 марта 2025 года, в Неделю сыропустную, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Алексей, дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Сегодня Церковь совершает крайне необычное воспоминание — Адамово изгнание. В течение богослужебного года мы вспоминаем о множестве событий священной истории, вспоминаем о святых и об их подвиге, все эти воспоминания призваны показать милость Божию к человеку, поддержать и наставить на пути спасения души. Особняком стоят, пожалуй, лишь два события, отмеченные церковным календарём: предательство Иуды и Адамово изгнание. Ни первое, ни второе не могут ни обрадовать, ни поддержать, однако они могут наставить.

Изгнание Адама и Евы из рая — это та точка отсчёта, с которой началась наша земная история, и, как мы все прекрасно помним, первые люди оказались лишены рая не по какой-то странной прихоти Бога, изгнание — это следствие грехопадения. Грехопадение в полной мере проявило себя уже в жизни первых не сотворённых, а рождённых людей: Каин убил своего брата Авеля. Обычно мы довольно легко проходим мимо сообщения книги Бытия об этом событии, оно для нас слишком привычно. Однако давайте вдумаемся: первый рождённый человек оказался не просто убийцей, он оказался братоубийцей. Следовательно, любой потомок Адама и Евы в той или иной степени проходит путь Каина, если же он и не совершает тяжёлых грехов, то это не заслуга его самого, это заслуга удачно сложившихся внешних факторов, изменение которых способно с лёгкостью подтолкнуть человека к самым страшным преступлениям. Сама личность Каина ясно свидетельствует, насколько все мы нуждаемся в Боге хотя бы ради той жизни, которую можно назвать нормальной.

И сегодня — накануне наступления Великого поста — Церковь нам об этом напоминает.

Мы все потомки изгнанников, в каждом из нас живёт грех, который невозможно победить собственными силами, и именно поэтому Священное Писание совершенно не удивляется человеческим грехам, и это очень интересный и важный момент, о котором не стоит забывать. Нам свойственно впадать в ужас при столкновении как с собственными, так и с чужими грехами, собственный грех мы зачастую склонны отрицать, а чужие грехи потрясают своей мерзостью и невозможностью. Библия же к любым проявлениям греха относится спокойно: да, грехи — мерзость, да, их не должно быть, но по своей воле лишившиеся богообщения существа попросту не могут их не совершать. К такому же отношению к греху Священное Писание призывает и нас.

Сегодня во время Литургии мы услышали крайне важные слова Спасителя: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15). Из этих слов Христа можно сделать очень банальный вывод: все мы очень похожи друг на друга не только своими внешними характеристиками, но и нашей печальной невозможностью жить без греха. Мы неизбежно согрешаем, однако настоящей и непоправимой трагедией грех становится лишь тогда, когда мы оказываемся не в состоянии прощать согрешившим против нас людям. Давайте об этом помнить, и помнить не один раз в году, а постоянно.

Похожие публикации