20 января 2019 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Сегодня я хотел бы кратко коснуться истории древнего Израиля. Жил был Авраам, Авраама призвал Бог, и Бог семени Авраама обещал дать земли Палестины. Когда потомки Авраама завоевали землю палестинскую, то они её разделили, как было сказано Богом, на 12 уделов по числу сыновей Иакова, то есть внука Авраама. Эти израильские племена разделили землю, и у них был определенный закон жизни на этой земле. Это всё сказано в Ветхом Завете.

Всё шло более-менее хорошо до Соломона. После Соломона единое царство израильское из 12 колен распалось на два царства по причине того, что сын Соломона Ровоам угнетал жителей земли. И 10 северных колен решили организоваться в отдельное государство, получить политическую независимость. Всё шло хорошо, но была одна серьёзная проблема. В ветхозаветные времена мог быть только один храм. И этот единственный храм находился в Иерусалиме. Соответственно, получив политическую независимость, Северное царство не могло получить религиозную самостоятельность. Было принято решение построить храм вопреки прямому запрету Бога.

Построили, и это привело к постепенному заметному вырождению Северного царства — люди стали скатываться в язычество. Пророк Исайя в VIII веке до Рождества Христова говорит те слова, которые цитирует апостол Матфей. Что «прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову», то есть два колена из десяти, которые вошли в Северное царство. Почему умалило? Потому, что они, приняв такие решения, стали язычниками. Они были неправы. То есть они были правы, когда отделялись, это было справедливое отделение. Стать политически независимым было справедливо. Но это привело к ужасным последствиям.

В дальнейшем 10 колен увели в плен, и они в плену просто растворились. Потому что ко времени Христа было только два колена. Десять колен исчезло. То есть отделение от религиозного центра, от Иерусалима, которое было вызвано справедливыми причинами, привело к тому, что люди растворились как нация.

Тем не менее, с севера, из Галилеи, начинает свою проповедь Христос Спаситель. Он был из Иудина колена, родился в Вифлееме, в дому отца Своего Давида, но вырос в Галилее и оттуда начал свою проповедь. Как что-то может быть хорошее из Галилеи, ведь там одни язычники? И здесь мы видим странное поведение Христа: с одной стороны, там язычники, а с другой — именно оттуда начинается проповедь Христа.

Мы часто рассуждаем о действиях Бога в категориях справедливости человеческой. Мы выносим часто свой суд и вердикт о человеке. Люди, от которых ты меньше всего ожидаешь, к которым ты пренебрежительно относился, в трудную минуту оказываются рядом и тебе помогают. А те, кто были рядом в хорошее время, тебя предают.

Мы не знаем, как сложится судьба того или иного человека рядом с нами. Только Господь знает сердце человека. Мы не можем выносить решение или вердикт о ком бы то ни было. Наше знание ограничено. И наше представление о справедливости не совпадает с представлением Бога. Давайте будем об этом помнить. Ведь христиане тем и отличаются от других людей — верой в милость, а не в справедливость.

Помощи всем Божией и ангела хранителя!