19 апреля 2024 года, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы — Субботы Акафиста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню со чтением акафиста Божией Матери во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы!
У каждого церковного праздника есть своя история, и есть свои причины его появления, иногда эти причины утрачивают свою актуальность и праздник перестаёт иметь с ними какую-либо связь кроме сугубо исторической. Так получилось и с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы, сегодня мы относимся к нему как к самостоятельному празднику, который не связан с каким бы то ни было историческим событием, мы, совершая это празднование, прославляем Божию Матерь не за какое-то Её конкретное благодеяние роду человеческому, а за Её о нас предстательство как таковое. Любопытно, что наше богослужение через Синаксарь ровным счётом ничего не говорит о богословском содержании праздника Похвалы, но излагает ту часть военной истории Византии, которая стала причина установления церковного торжества. Кажется очевидным, что мы в этом не можем последовать за Синаксарем, и нам интересны не столько подробности обороны Константинополя, сколько участие Божией Матери в совсем иной обороне — обороне наших душ от греха и страстей.
Все истории о военной помощи, которую оказала Пресвятая Дева тем или иным городам и странам имеют общие черты: всегда помощь Божией Матери приходит тогда, когда с человеческой точки зрения нет никакой надежды. К примеру, Синаксарь свидетельствует, что византийцам приходилось сражаться с десятикратно превосходящим по численности войском, и, конечно, у них не было ни единого шанса на победу если бы не заступление Пресвятой Девы.
Нам стоит хорошо запомнить эти истории о помощи Божией Матери христианам, потому как они представляют собой своего рода прообраз борьбы человека с грехом: греховные помыслы, а также толкающие нас на грех бесовские силы, во много крат превосходят возможности наших слабых душ. Как бы мы ни пытались, мы не в состоянии отразить все те искушения, которым ежесекундно подвергаемся, и любой человек, который пытался жить в исполнении евангельских заповедей, знает, что это так: к примеру, пытаясь быть милосердными, мы начинаем ощущать движения тщеславия, пытаясь побороть одну страсть, мы неизбежно открываем путь другой, с нами происходит то же самое, что и с теми воинами, которые вынуждены сражаться с превосходящими силами противника, мы, как и они, защищая себя с одной стороны, теряем защиту с другой. Долго так продолжаться не может, в какой-то момент мы утратим бдительность и получим смертельную рану. Спасти же нас может только Она, Та, Которая всегда спасает обращающихся к Ней за помощью.
Сегодня, за две с небольшим недели до Христовой Пасхи, то есть фактически в конце Великого поста, тогда, когда мы в очередной раз смогли убедиться в своём бессилии перед живущим в нас грехом, Церковь обращает наш взор к Пречистой Богородице, и напоминает, что попытки очиститься от греховной скверны не увенчаются успехом, если в их основе не будет лежать прилежная сердечная молитва к Божией Матери. Дай Бог, чтобы мы последовали воззванию Церкви, и чтобы Её молитвами получили свободу от грехов и страстей!