Переславская епархия, как самостоятельная, создавалась дважды, с интервалом в 275 лет. Первый раз — в 1744 г., путём присоединения к Переславлю-Залесскому 9 городов: трёх от Владимирской губернии, пяти — от Московской и одного — от Смоленской. В XIX в. переславский священник, педагог, историк-краевед и смотритель Переславского духовного училища протоиерей Александр Свирелин в труде «Древняя Переславская епархия» напишет об этом решении:
— Нужно было облегчить трудность управления московского архиерея, отделить несколько городов от московской епархии и поставить епископов в тех городах, где они прежде были. Переславль оказался таким городом, и вот учреждается Переславская епархия и Переславль делается кафедральным городом на самом краю епархии. Неудобство выбора Переславля в кафедральный город, впрочем, скоро было замечено.
Первая самостоятельная Переславская епархия просуществовала 44 года и была упразднена в 1788 г. По своему территориальному составу она отличалась от сегодняшней. Правящий архиерей имел титул: «Переславский и Дмитровский». После упразднения епархии кафедральный город Переславль был приписан к Владимирской епархии. Современная Переславская епархия была образована 24 декабря 2015 г. решением Священного Синода (журнал №100) путём выделения из состава Ярославской и Рыбинской епархий. Включена в состав Ярославской митрополии. Объединяет приходы в административных границах Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области. Правящий архиерей имеет титул «Переславский и Угличский». Синод избрал епископом Переславским и Угличским игумена Феодора (Казанова), клирика Ярославской епархии. Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал №109) Преосвященным Переславским и Угличским определено быть епископу Феоктисту (Игумнову). В историческом периоде между древней и современной епархиями Переславлю-Залесскому довелось быть в начале ХХ в. викариатством Владимирской епархии (1902–1930). С 1936 г. Переславль-Залесский вошёл в состав Ярославской области, а монастыри и храмы города и района были приписаны к Ярославской епархии. С февраля по декабрь 1998 г. титул «епископ Переславль-Залесский» носил викарный архиерей Ярославской епархии епископ Анатолий (Аксёнов).
Начало храмового строительства в Переславле
Переславль был основан в 1152 г. князем Юрием Владимировичем Долгоруким. В только что образованном граде сразу же началось храмовое строительство. В этом же году князь Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор. Летописи расходятся с точной датой постройки. По одной версии, он был возведён в 1152 г., по другой — достроен в 1157 г. его сыном, князем Андреем Боголюбским. Реликвиями собора стали храмовая икона «Преображение», приписываемая Феофану Греку (хранится в Третьяковской галерее) и серебряный потир XII в., по преданию подаренный Юрием Долгоруким (хранится в Оружейной палате Московского Кремля).
Современник появления города Переславля — святой прп. Никита Столпник, живший на территории будущего города. Монастырь, в котором он стал подвизаться, носит имя вмч. Никиты Готфского. Это древнейшая переславская обитель, которая могла появиться раньше самого города. Согласно преданиям, монастырь был основан в эпоху правления в Ростове святого князя Бориса, в начале XI в. Подтверждений этому нет. По другой версии, обитель основана в XII в.
В последующие столетия появились следующие обители: в XIV в. — Борисоглебский, Феодоровский, Горицкий и Никольский монастыри; в XV–XVI вв. — Даниловский и Николо-Сольбинский.
Архитектурные комплексы древних монастырей признаны выдающимися памятниками истории и культуры. Особой красотой, целостностью, гармоничностью древних храмовых ансамблей отличаются Борисоглебский и Никитский монастыри. Особое место среди памятников архитектуры занимают Переславский Спасо-Преображенский собор и церковь Петра митрополита, основание которой относят к XIV в. Композиционно церковь напоминает известный московский храм Вознесения в Коломенском. В основании храма лежит равноконечный крест, силуэт здания похож на крепостную башню. Дошли свидетельства, что храму оказывалась денежная помощь из государевой казны. Церковь митрополита Петра — уникальный памятник древней русской архитектуры.
Первые переславские архиереи
Отец Александр Свирелин в историко-краеведческом труде «Древняя Переславская епархия» пишет:
— Переславль-Залесский, построенный в 1152 г. Суздальским князем Юрием Владимировичем, с давних пор имел у себя лиц архиерейского сана. В 1225 г. был в нём епископ Митрофан, в княжение великого князя Димитрия Александровича епископствовал митрополит Кирилл, погребённый в киевском софийском соборе. Вероятно, доколе существовало особое переславское княжение и не было впоследствии присоединено к Москве, то есть с 1174 по 1302 гг., были в Переславле особые епископы.
В 1302 г. Переславль был передан в ведение московской кафедры, в составе которой находился вплоть до выделения в самостоятельную Переславскую епархию.
Дошли обрывочные сведения о свт. Александре, даты правления которого неизвестны, и свт. Афанасии (около 1353 г.).
В 1721 г. титул Переславского епископа получил наместник Александро-Невской Лавры, будущий свт. Иннокентий (Кульчицкий). Его полагали в епископы по повелению Петра I, чтобы образованный монах мог возглавить Русскую Духовную Миссию в Китае. Он был только титулярным Переславским епископом. Спустя 181 год аналогичным образом титул Переславского епископа получит продолжатель Русской Духовной Миссии в Китае — свт. Иннокентий (Фигуровский), в память о своём тёзке-предшественнике.
Эпоха семи «Переславских» епископов
29 июля 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны учреждается Переславская епархия. Причины, побудившие к учреждению Переславской епархии, изъяснены в Указе Святейшего Синода от 18 июля 1744 г.:
— Московской епархии в разных и дальних от Москвы разстояний городех и уездех состоит церквей более пяти тысяч, монастырей более двух сот, которых единому архиерею (ведати?) весьма невозможно, от чего размножается раскол и в делах челобитчиков, тако ж производимых во священство и в церковный причет, волокита и многое продолжение чинитца, а тоя московской иерархии в некоторых городех напредь сего епископы были; чего для по разсуждению св. Синода для лучшаго церквей святых правления между прочим учредить епископа в Переславль-Залесском и писатца Переславским и Дмитровским, и к нему, к Переславлю-Залесскому, приписать городы — Александрову слободу, Дмитров, Можайск со Гжатью, Верею, Волоколамск, Рузу, в оных городех с уезды шесть сот пять церквей, мужских монастырей пятнадцать, девичьих десять.
К новой епархии был присоединён город Клин, а приписанные к ней села — Киржач и Покров получили статус городов. В состав Переславской епархии вошли 10 городов: епархиальный главный город Переславль, три города Владимирской губернии — Александров, Покров и Киржач, 5 городов московской: Дмитров, Клин, Руза, Верея, Волоколамск и смоленский город Гжатск. Вместе с ними епархии перешли 25 монастырей (в числе наиболее прославленных — Иосифо-Волоколамский, Ново-Иерусалимский, Троице-Сергиева Лавра) и 605 храмов.
Указом Святейшего Синода от 8 ноября 1744 г. консистория и место жительство правящего архиерея находились в кафедральном Горицком монастыре Переславля-Залесского. За Горицким монастырём состояло более 5 000 вотчинных крестьян, что было достаточным для содержания консистории. В некоторых случаях к жертвам на епархиальные потребности привлекались подведомственные епархии монастыри.
Первым епископом Переславским и Дмитровским был архиепископ Арсений (Могилянский) — член Святейшего Синода, из архимандритов Троице-Сергиевой лавры, именовавшийся «Переславским и Дмитровским и архимандритом Свято-Троицкия лавры», богослов, духовный писатель, придворный проповедник. Владыка был членом Синода, поэтому для помощи в ведении епархиальных дел указом от 30 марта 1745 г. из архимандритов Калязинского монастыря был назначен викарный епископ Можайский и Волоколамский Серапион (Лятошевич).
26 июня 1752 г. архиепископ Арсений по болезни ушёл на покой. Его помощник, епископ Серапион принял епархию в своё управление, став вторым Переславским епископом. В 1753 г. епископ Серапион был переведен в Вологду. За год правления владыка открыл в Переславском Троицком Даниловом монастыре епархиальную семинарию, которая просуществовала вплоть до упразднения епархии в 1788 г.
Третий епископ Амвросий (Зертис-Каменский) был из архимандритов Ново-Иерусалимского монастыря и членом Святейшего Синода. 17 ноября 1753 г. — хиротонисан во епископа Переславского и Дмитровского. Пребывание новому епископу было назначено в Ново-Иерусалимском монастыре, куда была переведена и консистория. В Переславле оставалась кафедральная контора консисторских дел.
В то же время архиерей заботился о кафедральном Горицком монастыре, годы его правления отмечены масштабным строительством. В 1760 г. на месте обветшавшего Успенского собора возведена новая одноименная соборная церковь. На освящение нового собора были приглашены все настоятели мужских монастырей Переславской епархии. На месте каменной церкви Иоанна Предтечи по образцу Ново-Иерусалимского монастыря владыка Амвросий начал возводить Гефсиманию для устройства Гроба Богородицы, однако закончить Гефсиманию не удалось, в связи с переводом епископа 8 марта 1761 г. на Крутицкую кафедру.
Следующим епископом стал архимандрит Сильвестр (Страгородский). По просьбе епископа Амвросия, хорошо знавшего Сильвестра, как ученика и учителя Александро-Невской школы, Святейший Синод в 1760 г., учитывая болезненное состояние Сильвестра, благословил произвести его в архимандрита Переславской епархии в пристойный монастырь. 5 марта 1760 г. возведен в архимандрита Высоко-Петровского монастыря, затем перемещён настоятелем Переславского Никитского монастыря и ректором Переславской семинарии. 23 декабря 1761 г. хиротонисан во епископа Переславля-Залесского, сменив на кафедре своего предшественника.
— Это был замечательно учёный преосвященный. Он значительно умножил библиотеку епаршей семинарии и книгами, и механическими инструментами, — отзывается о нём протоиерей Александр Свирелин.
Историк Неофит Владимирович Малицкий пишет в журнале «Владимирские епархиальные ведомости»:
— Епископа Амвросия (Зертис-Каменского) на Переславской кафедре сменил в 1761 г. Сильвестр Страгородский, управлявший Переславской епархией 6,5 лет. И на этот раз Переславская епархия, как ближайшая к Москве, в лице Сильвестра приобрела одного из даровитых и выдающихся иерархов второй половины XVIII столетия. Правда, болезненное состояние организма не позволяло Сильвестру быть до такой степени энергичным и практически деятельным, каким был его предшественник Амвросий.
Епископ Сильвестр приложил много усилий для повышения уровня учебно-воспитательной жизни Переславской духовной семинарии, «к ослаблению взяточничества и произвола правителей епархиальных учреждений». На годы правления епископа Сильвестра пришлась секуляризация церковного имущества. С 1764 г. Церковь стала экономически зависимой от государства: все церковные земли и крепостные отошли казне, а служителям Церкви назначено казенное жалованье. Было сокращено огромное количество монастырей, не сумевших себя обеспечить необходимым. В Переславской епархии закрылись Борисоглебский Песоцкий, Введенский, Воздвиженский, Князь-Андреевский и Богородицко-Сретенский монастыри. Крупнейшая Переславская епархия утратила своё могущество. 4 февраля 1768 г. епископ Сильвестр был переведён на Крутицкую кафедру.
Пятый епископ Геннадий (Границкий) был назначен из архимандритов и ректоров московского Заиконоспасского училищного монастыря. Посвящение его в епископы происходило 13 апреля 1768 г. в Московском Успенском соборе. В эпоху его правления на пожертвования Екатерины II он построил в Горицком монастыре каменную колокольню, с расположенной под ней церковью во имя Богоявления Господня. Скончался в августе 1773 г., погребён в Горицкой соборной церкви в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.
Шестой епископ Антоний (Румовский) был избран на Переславскую кафедру из архимандритов новгородского Николаевского Важинского монастыря. 2 февраля 1774 г. хиротонисан во епископа Переславль-Залесского в Успенском соборе Московского Кремля епископом Крутицким Самуилом (Миславским). 19 сентября 1776 г. был переведён в Астраханскую епархию.
Последним, седьмым архиереем древней Переславской епархии стал архимандрит Донского монастыря Феофилакт (Горский). Он продолжил строительство, начатое его предшественниками, вёл новое строительство, крыши на церквях сделал железными, на пожертвования императрицы «на 11 тысяч рублей украсил церкви отличною стенною живописью, — около монастыря башни на ограде и флигель для консистории выстроил каменные». Правил епархией вплоть до её упразднения в мае 1788 г., когда был переведен в Коломенскую епархию. С переводом владыки Феофилакта Переславская епархия перестала существовать.
— Феофилакт был последним епископом в Переславской епархии. С переводом его на коломенскую епархию упразднена переславская епархия, существовавшая, таким образом, ровно 44 года. Состоявшие в её ведении монастыри и церкви разделены по другим епархиям, сообразно тому, к какой губернии принадлежали города. Кафедральный г. Переславль присоединён ко Владимирской епархии; вещи архиерейского дома были отданы на хранение в Переславль Данилов монастырь, — пишет историк-краевед священник Александр Свирелин.
Монастыри и храмы Переславля были приписаны к Суздальско-Владимирской епархии. Сразу после упразднения епархии, в 1788 г., кафедральный Горицкий монастырь закрыли. Успенский кафедральный собор стал городской, а затем — приходской церковью. Имущество монастыря было передано в Московскую, Петербургскую и Владимирскую епархии. В эти годы была утрачена часть древних святынь монастыря, в том числе две вкладные иконы, написанные Симоном Ушаковым. Архиерейский дом передан в ведение Владимирского губернского управления. В Горицком монастыре расположилась богодельня.
Духовное образование в древней Переславской епархии
Первую семинарию в Переславле-Залесском открыл епископ Переславский и Дмитровский Серапион. Сведения о ней дошли благодаря труду протоиерея Александра Свирелина «Семинария в переславском Даниловом монастыре».
20 марта 1753 г. вышел указ консистории, повелевавший учредить в переславском Троицком Данилове монастыре «училищную Епаршую семинарию, и с тех пор, до уничтожения Переславской епархии в 1788 г., она находилась в Даниловом монастыре». Переславская семинария состояла из 5 школ: риторики, пиитики, грамматики, фары и русской. Русская школа была низшей ступенью, где обучали чтению и письму по-русски, а также чтению по-славянски, читали часослов и Псалтирь по-русски. В высшем классе — риторике — преподавались философия и богословие, риторика, древняя и новая география, история и трактаты богословия. В фаре (от far — всякое зерно, из которого делается мука), учились склонять и спрягать по-русски и по латыни, писать под диктовку. В грамматике учили грамматику и делали латинские задачи. В пиитике учились сохранять периоды и писать стихи русские и латинские.
Ректором монастыря назначался архимандрит Данилова монастыря. Ректора с утверждения Преосвященного назначала консистория. Документы, которые бы свидетельствовали о преподавательской деятельности ректора и его жаловании, не были обнаружены протоиереем Александром Свирелиным, из чего он предполагал, что ректор сам не преподавал и жалования не имел. Учителями в Переславской семинарии были сами её ученики, священники и светские, окончившие семинарский курс.
Ученики в гимназию принимались Переславской кафедральной конторою, которая отправляла ведомость о поступивших в Данилов монастырь. Возраст абитуриентов составлял от 10 до 15 лет. Это были отроки из уездов епархии: Переславского, Волоколамского, Дмитровского, Можайского, Верейского и Рузского. Способные переходили в высший класс, неспособные оставались на второй год. Некоторые просиживали в одном классе до 7 лет, вплоть до 27 лет. Безнадежных устраивали на клирос архиерею, те, кому исполнилось больше 20, более не допускались к учебе, а «обучались только исправному церковному и гражданскому чтению, нотному пению и церковному уставу, чтобы знать хотя бы дьяческие и пономарные места. Такие ученики все держались в своём коште. Третьи были вовсе исключаемы из семинарии».
На казённом содержании воспитывались сироты, дети причетников, диаконов, священников. В 1753 г., из 92 человек только 30 были на казённом содержании, но при этом все жили в Даниловом монастыре. На содержание учеников собирались деньги со всех монастырских вотчин Переславской губернии, по 3 копейки с души. В 1753 г. на казённое содержание 30 учеников уходило 230 рублей 70 копеек в год. В 1759 г. на казённом содержании было 70 студентов, что составило в год до 681 рубля 49 копеек. Одевались казённокоштные ученики: зимой — в кожаную шапку с ушами с подпушкою выхухолевою, рукавицы с веригами, шубу баранью; летом — в летнюю шляпу, кафтан сермяжный, казакин из сермяжного сукна с гарусными русскими пуговицами, пара сапог в год, пара чулок и две пары белья. Об обеспечении семинаристов заботился сам Преосвященный. Распорядителем бурсы — общежития при духовных учебных заведениях, в котором воспитанники содержались на казённый счёт, — и выдачей съестных припасов заведовал сначала казначей Даниловского монастыря. После жалобы учеников на некачественное питание, в 1755 г. указом консистории приходорасходчиком по бурсе стал один из семинаристов.
В эпоху ректорства игумена Никандра Переславская епархия была упразднена, а семинария вместе с бурсой переведены в Суздаль. Вещи, принадлежащие к бурсе и семинарии, поручены были ректором семинарии, Никитским игуменом Никандром, и префектом, священником Павлом Озерецковским, тогдашнему Даниловскому казначею Иерониму. Часть этих вещей, как-то: семинарский звонок в 1 пуд, 2 доски чёрные для арифметических классов, 15 классических столов, 20 скамей и 4 кафедры поступили в Переславское уездное духовное училище, учреждённое после семинарии в 1788 г., а прочие, как-то: железный сундук, скатерти, блюда, тарелки пропали неизвестно где и когда.
Переславское духовное училище в конце XVIII — начале XX вв.
11 сентября 1788 г. епископу Суздальскому Виктору (Онисимову) от родителей учеников упраздненной семинарии — священно-церковнослужителей Переславского, Александровского, Киржачского и Покровского уездов — было подано прошение, «в котором изъяснили, что им возить в Суздаль детей малолетних неудобно как по дальности расстояния, так и по дороговизне квартир». Там же указывалось, что «с общаго согласия положили, чтобы в Переславле учреждено было Училище на их общем всех церквей содержании».
Малое переславское духовное училище было образовано 14 декабря 1788 г. и просуществовало до 1918 г. Открылось училище в тех же покоях Данилова монастыря, где прежде находилась семинария. Первых учеников было 105. Учреждены два класса: элементарный, в котором преподавалось чтение и правописание — русское и латинское; и грамматический — низший и высший.
Учителями стали два переславских священника — Антоний Кудрявцев и Василий Сермяков с жалованьем по 20 рублей каждому. Надзирателем за нравственностью учеников был Даниловский архимандрит Амвросий. 21 марта 1889 г., в связи с увеличением числа учащихся, взяли третьего учителя. Ведомости об успеваемости учеников Даниловский архимандрит за подписью учителей предоставлял в Суздальскую консисторию. Расцвет училища пришелся на 1792 по 1800 гг., когда оно достигло уровня прежней семинарии. В 1792 г. было 6 классов: инфима, инфарматория, аналогия, грамматика, синтаксима и риторика. Протоиерей переславского Успенского собора по воскресным дням перед Литургией преподавал ученикам катехизис и толковал воскресное Евангелие. Из класса риторики ученики переводились в класс философии Суздальской семинарии и «ставились прямо во священники». В 1793 г. был поставлен ректор — Даниловский архимандрит Венедикт. В 1797 г. открылся философский класс, в который поступили 25 человек из Суздальской семинарии. Ученики философии назывались студентами и посвящались в стихарь для сказывания проповедей. Учебные пособия того времени: по латинскому языку — грамматика Лебедева; по риторике —риторика Ломоносова, способ обучаться словесным языкам, «Elementa oratoria» Каменского, «Gradus ad Parnassum», «Palaestra oratoria», «Parnassus Poeticus», «Orator extemporaneus».
В 1800 г. упразднили Муромское и Вязниковское училища; их учащиеся были переведены во Владимирское и Суздальское училища. Переславское училище «оставляется, так как в нём всегда с пользою церкви учение продолжалось». Философский и риторический классы упразднили, учеников из них перевели во Владимирскую семинарию на соответствующие классы. В училище осталось три класса: высший грамматический или синтаксима, низший грамматический и элементарный. Учебный курс каждого класса был рассчитан на два года. для обучения нотному пению выбраны были способные к тому причетники города Переславля. Катехизис и Евангелие толковались в воскресные дни в училище за час перед Литургией.
С 1814 г. училища преобразовали в «уездные» и «приходские». В каждом было по два класса: греческий язык и славянский; введены новые учебные руководства: славянская грамматика, арифметика, греческая грамматика, священная история, латинская грамматика Амвросия, Корнелий Непот, греческая хрестоматия Каченовского, устав церковный и Новый Завет.
В 1852 г. уездные и приходские училища соединили в одном составе под названием уездных училищ с тремя отделениями: высшим, средним и низшим. Низшее отделение составилось из 1-го и 2-го класса приходского училища, — среднее из прежнего низшего, а высшее не изменилось. Курс в каждом отделении был двухгодичный. В учебную программу введены новые предметы: объяснение воскресных и праздничных Евангелий и Апостолов, объяснение утвари церковной и праздников церковных, русская история. Для желающих занять только причетнические места, а также исключённых из нижнего и среднего отделения, был учреждён причетнический класс.
С самого начала основания училища по 1800 г. учителя и училище содержались на средства священно-церковнослужителей, чьи дети там обучались. Со священнического сына собирался в год 1 рубль, диаконского — 50 копеек, причетнического — 25 копеек. Сбор производили благочинные. Сироты по особым прошениям и свидетельствам о бедности освобождались от взноса. В 1800 г. сбор денег с учеников отменён и на содержание учителей и училища отчислена сумма из положенной суммы на Суздальскую семинарию. Их жалованье, даже с прибавкой, было очень бедным, по сравнению с жалованьем преподавателей светского училища, где детей было в четыре раза меньше. На содержание училища, канцелярию и библиотеку составлялись каждый год сметы.
Духовное училище в эпоху смотрителя отца Александра Свирелина
Протоиерей Александр Иванович Свирелин полвека был смотрителем Переславского духовного училища, заступив в должность в 1864 г. и до самой своей кончины в 1906 г. При нём училище процветало. Отца Александра очень любили, почитали, испытывали к нему сыновьи чувства. Это были не только учащиеся, но и духовенство, многих из которых он воспитал и вырастил, и миряне. Об этом свидетельствует дошедший до нас документ — газетная статья, в которой во всех подробностях и деталях описывается празднование 50-летия педагогической деятельности отца Александра Свирелина в воскресенье 24 сентября 1900 г. В репортаже рассказывается о трогательной, трепетной и долгой подготовке к чествованию юбиляра, об атмосфере всеобщей любви к этому почтенному старцу-священнику.
Протоиерей Александр Иванович Свирелин происходил из семьи диакона Ивана Ивановича и Матрёны Михайловны Свирелиных села Афанасьевского, Шуйского уезда. Он был выдающимся деятелем своей эпохи, заметным историком-краеведом Переславской земли, неоценим вклад его исследовательской работы в изучение древнего Переславля. Протоиерей Александр Свирелин был удостоен Советом Московской духовной академии учёной степени кандидата богословия и утверждён в звании Святейшим Синодом. Член Московского археологического общества, Владимирского статистического комитета, действительный член Владимирской Учёной архивной комиссии.
В 1871 г. его сочинение «Изъяснение богослужения с церковным уставом» Святейшим Синодом введено в руководство в духовных училищах; в 1876 г. сочинение «Курс Закона Божия», позже издаваемое под названием «Наставление в Законе Божием», одобрено в качестве учебника по Закону Божию в духовных училищах и училищах Министерства народного просвещения; а в 1878 г. его третье сочинение «Краткая церковная история» с учением о богослужении введено в качестве учебного руководства в городских училищах ведомства Министерства народного просвещения.
Его авторству принадлежит множество статей, опубликованных в журналах богословского, педагогического и археологического содержания. За своё отличное служение отец Александр Свирелин имел множество наград. Будучи автором, более ста книг и публикаций, он оставил серьезное научное, публицистическое, богословское, археологическое, педагогическое и историко-краеведческое наследие. Главными направления его краеведческих исследований были: переславские монастыри — Горицкий, Троице-Данилов, Фёдоровский, Никитский, Борисоглебский Надозёрный, Борисоглебский Песоцкий; архив Данилова монастыря — разбор и публикация его документов; переславские святые — Никита Столпник, прп. Даниил, Андрей Смоленский и Корнилий Молчальник; Переславское духовное училище; Плещеево озеро — его топонимика и промысел; проблемы археологии как науки. В 1867 г. Свирелин собрал акты и книги из архивов Троицкого Данилова и Феодоровского монастырей Переславля для Археографической комиссии.
Трепетное отношение современников и духовенства к отцу Александру Свирелину выражают слова из поздравления священника Николая Флоринского:
— «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (5-я заповедь Закона Божия). В ряду обязанностей, налагаемых сею заповедию, есть одна, воплощение которой представляет собою настоящее торжество: мы собрались ныне в сей святой храм, чтобы почтить достопочтеннейшего, воздать должное заслужившему, принести дар достойнейшему. Мы как нельзя более являем себя ныне исполнителями сей святой заповеди, — с одной стороны, почитая юбиляра отца протоиерея Александра Иоанновича Свирелина, как отца по воспитанию тех, кто был под непосредственным его руководством, с другой, — как родители за детей своих. Да, братия, великая и святая минута! Редкое торжество!
Отец Александр Свирелин за годы своего правления поднял духовное училище на новый уровень. Перевел его из Данилова монастыря в здание упраздненного Горицкого монастыря. А в 1880 г. основал Общество вспомоществования нуждающимся студентам его заведения. В одном из бесчисленных поздравлений юбиляра, эта инициатива отца Александра была разъяснена, характеризуя отца Смотрителя как чуткого и заботливого пастыря:
— Вы, состоя во главе правления Переславского духовного училища, неукоснительно следя за всеми нуждами учеников, входя в их умственно-нравственную и материальную жизнь, пришли к убеждению, что для успешного развития своих воспитанников — необходимо устранить бедность из среды училища, которая служит не только препятствием к развитию мальчиков, но бывает причиною их заболеваний и даже основанием или причиной для их выхода из заведения, несмотря на прирождённые их хорошие способности. Болея сердцем об участи таких питомцев… Вы решились искать эту помощь вне училища, у людей отзывчивых на всё доброе и хорошее, решили учредить при вверенном Вам училище общество вспомоществования бедным ученикам.
Духовенство Переславского училищного округа почтило отца Александра поднесением в дар иконы его покровителя —блгв. кн. Александра Невского. Разрешение на пышное чествование отца Смотрителя в честь его полувекового педагогического юбилея также испрашивалось ещё в самом начале года у архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия. С одобрения архиепископа по округу была объявлена подписка, собравшая значительную сумму на приобретение иконы «Святого благоверного князя Александра в сребро-позлащённой ризе, изящной работы, художественного письма, в дорогом кивоте».
Об административном таланте отца Александра Свирелина очень ёмко свидетельствует поздравление протоиерея Василия Товарова:
— Деятельность твоя, высокопочитаемый отец Смотритель, никогда не оставалась без одобрительного внимания со стороны высшего начальства. Ты выдержал 5 ревизий вверенного тебе училища от Семинарского правления и 4 Синодских — и после каждой удостаивался благодарного свидетельства о прекрасном состоянии училища во всех отношениях, почему и украшен всеми приличными и доступными твоему сану знаками отличия: наградами и орденами, коими сияет грудь твоя и каких редко, редко кто из белого духовенства удостаивается, что ясно свидетельствует, как высшее начальство достойно и высоко ценило и ценит неустанные труды, твою энергичную, неослабную деятельность в качестве достойного представителя и мудрого начальника вверенного тебе училища.
Учреждение Переславского викариатства
Переславская епархия была вновь учреждена в 1902 г. как Переславль-Залесское викариатство Владимирской епархии. Первым в образованном викариатстве Переславским епископом стал начальник Русской Духовной Миссии в Пекине епископ Иннокентий (Фигуровский).
В июле 1901 г. власти Российской империи вызвали епископа в Россию для решения вопроса о полном прекращении православной миссионерской деятельности в Китае. Причной послужили антихристианские погромы, которые уже унесли жизни русских миссионеров. 6 апреля 1902 г. царским указом начальнику Русской Духовной миссии в Пекине было положено именоваться Переславским, по соответствию с его предшественником — святителем Иннокентием (Кульчицким), назначенным в Китай в 1721 г.
Архиерейская хиротония происходила 3 июня 1902 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, наместником которой когда-то был его предшественник. В России владыка Иннокентий нашёл полезных для миссии людей и развернул масштабную миссионерскую работу.
Переславское викариатство в 1925 г.
В июле 1918 г. во епископа Переславского, викария Владимирской епархии, был хиротонисан епископ Дамиан (Воскресенский), прославленный в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он был первым архиереем, хиротонисанным по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Епископу Дамиану были поручены Переславский и Александровский уезды. Период правления владыки Дамиана был отмечен, с одной стороны, непримиримой борьбой с обновленческой «Живой церковью», а с другой — падением в «григорианский раскол».
Пребывал владыка Дамиан в Переславль-Залесском Даниловом Троицком мужском монастыре, где исполнял обязанности настоятеля.
Сщмч. протоиерей Евгений Елховский вспоминал:
— Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, умение служить и проповедовать слово — и станом своим он был представительный — его скоро здесь полюбили.
24 сентября 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом владыка был приговорён к тюремному заключению «на всё время гражданской войны». 13 января 1922 г. амнистирован, досрочно освобождён.
Епископ Дамиан вслед за Владимирским митрополитом Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление. Позднее на допросе в ГПУ сказал, что разделил позицию владыки Сергия в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему. Сам епископ Дамиан был в конфликте с обновленцами, говорил, что «с программой «Живой церкви» православное сознание мириться не может», игнорировал административные распоряжения ВЦУ.
В сентябре 1922 г. его посадили во владимирскую тюрьму, где находился епископ Афанасий (Сахаров). После освобождения на короткий срок, 5 декабря 1922 г. епископ Дамиан был вновь арестован Владимирским отделом ГПУ. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февраля 1923 г. комиссия НКВД по административным высылкам приговорила его к двум годам ссылки в пос. Теджен (Туркмения), недалеко от персидской границы.
В 1925 г. после освобождения вернулся в Переславль-Залесский. О положении в Переславской епархии и служении там епископа Дамиана после его возвращения ярко свидетельствует «Отчёт епископа Переславского Дамиана (Воскресенского) Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) о состоянии Переславского викариатства Владимирской епархии в 1925–1926 гг.».
Владыка Дамиан вернулся из двухлетней административной ссылки в Переславль в четверток шестой недели Великого поста в 1925 г. и беспрепятственно вступил в молитвенное общение с верующими «в соборе градском и в других храмах города», где ежедневно с кануна Вербного Воскресения по день сошествия Святого Духа совершал уставные церковные службы:
— Одновременно с молитвой началось и моё духовное руководительство по вопросам церковной жизни. Из газет и от достоверных посторонних свидетелей получив телеграфное уведомление о кончине св. патриарха Тихона, в день его погребения я в сослужении 12 пресвитеров в кафедральном соборе совершил панихиду о почившем патриархе, а до 40 дней его имя возносилось за Литургией всех храмов уездов двух на особой заупокойной ектении.
Владыку вызвали в «учреждение, которое заботится и о церковной жизни», назвав поминовение патриарха Тихона демонстративным, «однако в письменном распоряжении о прекращении поминовения» было отказано. Епископ Дамиан отмечал сокращение числа молящихся в храмах вдвое, а также исход молодёжи, которая растёт «вне благотворного влияния церкви и её богослужения»:
— Только за Светлой заутреней и на историческом крестном ходе на Плещеево озеро — в шестое после пасхального Воскресения все храмы были полны и улицы, и весь путь следования по реке Трубежу до озера — были полны народа из города, ближайших селений и даже из г. Александрова.
Малолюдство в храмах объяснялось переносом базарного дня с субботы на воскресенье от Пасхи до поздней осени. Кроме того, в Переславле закрыли одну большую и три маленькие фабрики, что сказалось на численности жителей.
Распоряжением гражданских властей при деятельном участии переславских священников-обновленцев А. Чижова и И. Виноградова закрылись 5 храмов и Феодоровская женская обитель. Три монастыря — Никитский, Даниловский и Никольский стали приходскими храмами; монастырские помещения заняты или частными лицами, или же учреждениями, такими как приюты или дома престарелых. Успенский Собор Горицкого монастыря — занят музеем.
— Богослужение в приходских храмах совершалось не с прежней торжественностью, «но всё же главное для Евхаристии имеется надлежащего качества (просфоры, вино, ладан). Во многих приходах имеются только священники — они сами и звонят к началу богослужения. Псаломщиков почти нет в городе; в сёлах их тоже немного. И если бы не монахини четырёх упразднённых в двух уездах монастырей, — то многие церкви оставались бы без пения, храмы были бы не выметены, без ухода и без звона. Эти труженицы несут свои заботы по убранству храмов или бесплатно, — за одну квартиру и отопление, или же за самую ничтожную плату.
За время отсутствия владыки пропали четыре полных архиерейских облачения, полученных епископом Дамианом при открытии кафедры в 1918 г. из Владимира. Они были сданы в управление музея вместе с архиерейской мантией. Обновленцами Чижовым и Виноградовым были взяты 6 антиминсов, освящённых епископом Дамианом, предположительно их унесли в обновленческое Владимирское епархиальное управление.
— Приходское духовенство — сельское — в большинстве изгнано из церковных домов; обычно в этих домах заведены избы-читальни с неизменным журналом «Безбожник», а священник с семьей часто ютится тут же за стеной, в бывшей кухне.
Духовенство не было осведомлено о церковной жизни. Новости были только обновленческие.
— Поступление церковных сборов слабеет с каждым днем; в населении даже сельском заметна скудость средств, сказывается и безработица с её тяжёлыми последствиями. Последняя, впрочем, для г. Переславля видимо, проходит, ибо в канун дня св. Николая большая фабрика в городе открыта, хотя и не для полного числа рабочих. За всё время моего пребывания на церковном управлении вместе со взысканными суммами 75 рублей за полгода — поступило не более 150 рублей. Десять процентов из названной суммы мной отослано на имя первого полусамостоятельного епископа Владимирской епархии Преосвященного Корнилия (Соболева), переносящего доселе все нужды ссылки, в чём и прилагается почтовая квитанция. Полагая, что братский долг наш помогать сущим во изгнании, считаю необходимым делать подобные отчисления и впредь.
В летние месяцы и осенью были и случаи ограбления храмов:
— Характерно, что здесь кроме предметов, имеющих ценность, похищали и святой антиминс. В с. Рождествине (Переславского уезда) два антиминса были найдены месяца через два, но без святых мощей. А в ночь под 23 октября ограблен был через пропиленную решетку Кафедральный собор, где похищена дарохранительница, содран оклад с молебного (малого) Евангелия и содраны ризы с древнего чтимого образа Спаса Нерукотворного и иконы Печерской Божией Матери, а Святые Дары рассыпаны у престола.
Обновленческое движение в Переславском уезде
От отцов-благочинных, сельских и городских священников, которые сразу же пошли к владыке по его возвращению для беседы и «за руководственными указаниями», епископ Дамиан узнал о существовании обновленческого раскола в викариатстве.
В Переславском уезде раскол шёл из села Рязанцево, где проживал «очень энергичный уполномоченный от ВЕУ по Переславскому уезду — протоиерей Николай Покровский». В самом Переславле обновленческое движение окончилось со смертью его вдохновителя, священника А. Чижова, который, будучи здоровым и не старым (лет 40) человеком неожиданно скончался, а его сотрудник — соборный священник И. Виноградов — оставил священство и поступил в общество «Безбожник», утратив остаток авторитета для верующих.
Владыка предполагал, что в Переславском уезде от общего числа 109 приходов не более 2-х обновленческих. Были случаи проявления малодушия со стороны приходского духовенства, которые, из-за боязни потерять место и пропитание семье, давали уклончивые ответы о своей принадлежности к православию. Некоторое священники и диаконы письменно признавались владыке, сожалея, что по малодушию подписывали анкеты о признании «Живой церкви», но дальше подписи не шли, молитв и богослужебного общения с обновленцами они не допускали.
Существовал в Переславском уезде и «возрожденческий толк». В селе Лаврово у своего отца, священника Петра Лебедева, проживал отец Василий Лебедев, посвящённый бывшим епископом Антонином в епископы без обозначения титула. Последователей этого толка были двое — отец «возрожденного епископа» и престарелый протоиерей села Багримова — отец Алексей Любимов, сослуживший с отцом Василием в храмовый день. Протоиерей Любимов уверял епископа Дамиана, будто бы имеет разрешение от почившего Святейшего Патриарха на ношение митры, а отец Пётр якобы получил в награду от патриаршего местоблюстителя сан протоиерея.
— Справедливо отметить, что сам отец Василий Лебедев (возрожденческий епископ) проявил себя в эти годы выступлением на диспутах в защиту веры и, по общим отзывам, эти его выступления были довольно успешны. Была у него единственная попытка служить в одном из храмов близ г. Переславля, но стойкость приходской общины этого служения не допустила, — написал епископ Дамиан.
Отпали от церкви священник с. Воронцова Переславского уезда Павел Снегирев, «открыто заявивший на собрании, что он был священник поневоле и своим служением обманывал народ». Священник Борисоглебской Киновии, бывшей Федоровской обители, Григорий Нардов «в более скромной обстановке заявивший, что по настойчивому желанию матери, без призвания он принял священство; оба с полным семинарским образованием: первый — лет 27, а второй — лет 50».
Епископ Дамиан сетовал о слабом и несвоевременном осведомлении о церковных делах на местах в уездном городе, а особенно в селениях. Что на руку интригам обновленцев. В этой связи владыка старался в отчётное время чаще ездить в Москву, чтобы быть в курсе событий:
— Для осведомления духовенства и для руководства было издано два учительных послания от Его Преосвященства: одно в июне с характеристикой древних и современных еретиков, раскольников и сектантов и с указанием, как должны к ним относиться православные. А второе — в октябре о том, что надо остерегаться обмана не только явного, но и скрытого, по поводу октябрьского обновленческого Собора.
Владыке поступали ходатайства так или иначе причастных к обновленчеству священно-церковно-служителей:
— Таковые ходатайства мною, в полном согласии с инструкцией епископам полусамостоятельных епархий, выработанной на Церковном Соборе 1917/18 гг. и разрешаются.
Так, к епископу обращались протоиерей села Багримова Алексей Любимов, участвовавший в служении с «епископом»-возрожденцем Василием Лебедевым, протоиерей села Дубровиц Переславского уезда отец Александр Панов, по малодушию давший подписку в общей анкете по округу о признании обновленческого ВЕУ. Упомянутые протоиереи принесли раскаяние и исповедались у отца-духовника протоиерея города Переславля отца Василия Малинина, после этого были приняты епископом Дамианом в церковное общение. В августе 1925 г. в Сретенской церкви Переславля принесли покаяние священник Виктор Сергиевский и диакон Н.И. Надеждин. Последний в 1923 г. служил с обновленческим священником, уполномоченным ВЕУ, Иваном Виноградовым по его требованию, а священник В. Сергиевский, не придав должного значения, служил с диаконом Надеждиным.
В Подлипском приходе запрещенный архиепископом Николаем к служению во Владимирской епархии священник Павел Смирнов служил по желанию прихожан, нарушив церковные каноны, о чём подробно сообщалось Патриаршему Местоблюстителю:
— И только 1/14 августа архиепископ Николай довёл до моего сведения, что священник П. Смирнов оставил Подлипский приход и туда назначен стойкий в православии пастырь.
Этот прецедент заставил владыку затребовать от отцов благочинных сведения об имеющихся в округах священнослужителях и клириках, не имеющих благословения на служение от епископов последовательно управлявших Переславским и Александровским уездами в его отсутствие.
Чтобы покончить с вопросом об обращении обновленцев, епископ Дамиан в мае 1925 г. по настойчивому требованию архиепископа Николая передал ему обновленческое дело благочинного протоиерея А. Миловидова, который добровольно обратился к владыке с просьбой о принятии его в церковное общение. Он предоставил письменное заявление отца Миловидова архиепископу, однако благочинный к нему не явился, дело было приостановлено, а епископа Дамиана вызвали повесткой от 29 июля 1925 г. к народному следователю, по уголовному делу. В его доме был проведён обыск, вместе с прочими бумагами был изъят проект доклада Патриаршему Местоблюстителю «по вопросу и доселе невыясненному». Владыка отмечает в письме, что «то же самое учреждение систематически, по одиночке вызывает пресвитеров г. Переславля и уезда и настойчиво внушает им: «нужен ли вам епископ? Без него вам спокойнее и свободнее. Вы могли бы сделать письменное заявление, что епископ Вам не нужен».
Епископа Дамиана обязали подпиской в том, чтобы он, не препятствуя совершать архиерейские богослужения в предоставленных уездах, воздерживался от управления, как незарегистрированный.
— Каноническую ценность подобной подписки мне пришлось выяснять в беседах с духовенством — отмечал владыка.
Григорианский раскол
В ноябре 1925 г. епископ Дамиан был назначен временно управляющим Владимирской епархией. В это время архиепископ Владимирский Николай (Добронравов) был выслан в Москву. Его первый помощник, епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) дал подписку о неуправлении епархией. В Москве начинаются аресты архиереев. 30 ноября 1925 г. арестовывают архиепископа Владимирского и Суздальского Николая (Добронравова). Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр, предвидя скорый арест, завещательным распоряжением от 6 декабря 1925 г., в случае своего ареста, возложил временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя на митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского). После ареста митрополита Петра 14 декабря 1925 г. митрополит Сергий заявил о своём вступлении в исполнение обязанностей заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
К тому времени при участии ОГПУ был организован раскольнический орган Временный Высший церковный совет. В конце 1925 г. ВВЦС открыто заявили о себе, в его совет вошли архиепископ Григорий (Яцковский), епископ Борис (Рукин), митрополит Митрофан (Симашкевич), митрополит Мелхиседек (Паевский) и другие. В совете оказался и епископ Дамиан.
Епископ Дамиан, по мнению исследователя М.Е. Губонина, был втянут в группу «талантливым Е.А. Тучковым не без влияния последствий гражданской войны». То есть отдельные репрессированные священнослужители давали некие обязательства для смягчения своей участи. Раскольники сыграли на аресте Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, проигнорировав назначение митрополита Сергия на исполнение обязанностей заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Митрополиту Сергию члены ВВЦС послали телеграмму: «Местоблюститель вас освободил». Митрополит Сергий вступил с ними в борьбу, обличая их неправду.
Раскольники подозрительно быстро получили разрешение от Административного управления на свою деятельность. В №5 «Известий» в заметке «Среди церковников» появилась информация о начале занятий ВВЦС в московском Донском монастыре. К митрополиту Сергию, находившемуся в Нижнем Новгороде без права выезда, был делигирован епископ Дамиан для удовлетворения запроса владыки Сергия — обосновать каноничность новой организации. Епископ Дамиан привез документы, в которых раскольники оправдывали образование нового органа принципом коллегиальности высшего церковного управления и уверяли в полной каноничности организации.
Митрополит Сергий сообщил епископу Дамиану о данных ему митрополитом Петром полномочиях и отказался признать ВВЦС канонически законным органом управления. Епископ Дамиан понял, что Церковь на грани раскола. Вернувшись, он предложил вождям ВВЦС признать митрополита Сергия временно исполняющим обязанности Патриаршего Местоблюстителя и испросив разрешение у властей, пригласить его к совместной работе.
27 января 1926 г. раскольники «братски» попросили митрополита Сергия пожаловать в Москву для переговоров. В ответ митрополит Сергий 29 января запретил их в служении. В тот же день руководство ВВЦС направило доклад деятелей ВВЦС в заключение митрополиту Петру. Подписали его трое — архиепископ Григорий (Яцковский), архиепископ Константин (Булычев) и епископ Дамиан. Они убеждали митрополита Петра в полной каноничности ВВЦС и своей «свободе строительства церковного», полученного от властей, чего митрополит Сергий, проживавший в Нижнем Новгороде, не имел. На основании этого раскольники просили благословить их деятельность и аннулировать полномочия митрополита Сергия. Обманутый Местоблюститель поставил резолюцию на их докладе, где признал полезным создание коллегии в составе архиепископа Николая (Добронравова), архиепископа Димитрия (Беликова) и архиепископа Григория (Яцковского). Резолюция была составлена в условной форме: «Если с нашей стороны для успокоения верующих и блага Церкви требуется особое распоряжение во изменение такового от 6 декабря». Епископ Дамиан понял, что совершил большую ошибку.
2 февраля 1926 г. он подал заявление ВВЦС, где писал: «Выяснилось окончательно, что наш «совет и дело от человек» (Деян. 5, 38), а потому вполне обдуманно заявляю Вашему Высокопреосвященству о своём выходе из состава ВЦС. Ради мира церковного братски прошу Вас и прочих иерархов последовать моему смирению».
Митрополит Сергий в письме от 1 марта 1926 г. архиепископу Григорию (Яцковскому), ставит в пример членам ВВЦС «правдивого и мужественного» епископа Дамиана. Его призыв был назван «золотыми словами».
Недолгое отпадение епископа Дамиана в раскол породило во Владимирской епархии смущение. Епископ Афанасий, узнав об участии временного управляющего Владимирской епархией в ВВЦС, немедленно принял управление епархией на себя. Он позднее писал епископу Дамиану: «Когда для меня стало ясно, что ВВЦС — это 2-й ВЦУ, я счёл себя обязанным самостоятельно решать всё, касающееся всех уездов Владимирской епархии. Всем, кому имел возможность и предоставлялся случай, — я определенно советовал воздержаться от общения с Вами».
15 января, готовясь к очередному аресту, епископ Афанасий пишет послание к пастве относительно раскольников. С его арестом епархия оставалась без архиерея — архиепископ Николай (Добронравов) был арестован, епископ Вязниковский Корнилий (Соболев) находился в Нарымском крае. Епископ Афанасий благословил православных Владимирской епархии, если не будет православного архиерея, «за духовным руководством и окормлением обращаться к православным архиереям соседних епархий». В тот же день его арестовали. В середине февраля, находясь в тюрьме, владыка узнал, что «Дамиан покаялся» и возвратился в лоно Православной Церкви, получив прощение от митрополита Сергия.
15 марта 1926 г. владыка был освобождён и поспешил оповестить православных Владимирской епархии о том, что они могут без сомнения обращаться к епископу Дамиану. Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр (Полянский) предложил епископу Афанасию временно управлять Владимирской епархией, однако епископ отказался, мотивируя, что во Владимирской епархии оставался на свободе только старший викарий — епископ Переславский Дамиан (Воскресенский). Тогда митрополит Пётр благословил владыке Афанасию управлять верующими Владимирского и Ковровского уездов. Дела просителей из других викариатств владыка Афанасий направлял к Преосвященному Дамиану.
В 1927 г. епископ Дамиан был возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Полтавским и Переславским, временно управляющим Днепропетровской епархией, а затем — переведен на Курскую кафедру. В 1932 г. будущего святого арестовали, приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 3 ноября 1937 г. он принял мученическую кончину в урочище Сандормох (Карелия).
«Закат» Переславского викариатства
После епископа Дамиана викариатство возглавил епископ Марийский Леонид (Антощенко), ныне прославленный как священномученик. Во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии, он был хиротонисан 26 июня 1927 г. В 1930 г. был осужден коллегией ОГПУ на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгинские лагеря в Кировской области. После освобождения в 1932 г. был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. 17 января 1935 г. назначен епископом Кунгурским, викарием Пермской епархии, затем — на Свердловскую кафедру, но не был допущен властями на эти кафедры. С марта 1937 г. — епископ Марийский. 29 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила владыку Леонида к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в праздник Рождества Христова — 7 января 1938 г.
После вхождения в 1936 г. Переславля-Залесского в состав Ярославской области, епископ с титулом «Переславский» был назначен только в 1997 г. Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 26 декабря 1997 г. архимандриту Анатолию (Аксёнову), наместнику Переславль-Залесского Никитского мужского монастыря, определено быть епископом Переславль-Залесским, викарием Ярославской епархии. 14 февраля 1998 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве состоялось наречение, а 15 февраля — архиерейская хиротония. 28 декабря 1998 г. епископ Анатолий был назначен Магаданским и Чукотским.
Современная Переславская епархия
Переславская епархия была образована 24 декабря 2015 г. решением Священного Синода (журнал №100) путём выделения из состава Ярославской и Рыбинской епархий. Включена в состав Ярославской митрополии. Объединяет приходы в административных границах Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Переславский и Угличский».
Синод избрал епископом Переславским и Угличским игумена Феодора (Казанова), клирика Ярославской епархии. Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал №109) Преосвященным Переславским и Угличским определено быть епископу Феоктисту (Игумнову).
В границах епархии образовано 7 благочиний: Большесельское, Борисоглебское, Мышкинское, Переславское, Плещеевское, Угличское и Ильинское. Общая площадь территории епархии составляет 9 891,35 км2, на которой, по состоянию на 2018 г., проживают 135 994 человека.
По состоянию на 1 января 2020 г., на территории епархии находятся 216 храмов, из них: 30 — недействующие; 89 — самостоятельных приходы; 97 — приписные; 2 — тюремных; 9 монастырей: 4 мужских и 5 женских; 2 архиерейских подворья; 21 часовня.
В Переславской епархии 483 объекта культурного наследия, включая часовни, ограды с башнями и прочие. 116 из них являются памятниками Федерального значения, 38 — регионального.
Количество клириков и монашествующих в сане — 140, из них монашествующих — 30. Насельниц женских монастырей — 80.