13 апреля 2024 года, в канун Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с четвёртой Неделей Великого поста, которая посвящена богослужебному прославлению преподобного Иоанна Лествичника!
Очень часто жития святых монахов удивляют нас описаниями аскетических подвигов преподобных. Так, мы знаем, что и наши переславские преподобные изумляли современников своими подвигами: преподобный Никита Столпник носил вериги и жил в каменной яме, нечто подобное мы читаем и в житии преподобного Иринарха Затворника, с той лишь разницей, что каменное помещение, в котором жил преподобный Иринарх, не было закопано в землю. У нас есть возможность увидеть вериги этих святых, вериги преподобного Иринарха можно даже примерить на себя и понять, насколько тяжёлый в прямом смысле этого слова подвиг нёс святой.
Однако у нас нет подобной информации про преподобного Иоанна Лествичника. Да, он был монахом, но нет свидетельств, что он нёс какие-то особенные аскетические подвиги, есть иное свидетельство: преподобный Иоанн во всём проявлял разумную умеренность. Вообще, когда мы размышляем об аскезе нам всегда стоит помнить, что далеко не все святые были суровыми постниками, обходившимися без сна, носившими на себе вериги и власяницы, напротив, чаще всего это были люди умеренные, и их святость выражалась не в поражающих воображение телесных подвигах, а в том, что они сумели найти правильный баланс в своей жизни, тот самый баланс, который утратили через грехопадение наши прародители. У прославленных Церковью святых есть масса замечательных высказываний относительно умеренности, самое яркое из которых, пожалуй, принадлежит святителю Григорию Богослову: «Умеренность во всём есть совершенство».
Преподобный Иоанн Лествичник, стяжав умеренность, приобрёл совершенство. Но чтим мы его не только поэтому, мы чтим его ещё и как автора замечательного аскетического труда — «Лествицы». Эта книга повествует о том же самом: она рассказывает, как обрести такой путь восхождения Богу, на котором не будет каких-либо уклонений, блужданий, крайностей и падений. Конечно, эта книга адресована в первую очередь монахам, но если не брать во внимание упоминание некоторых специфических особенностей монашеской жизни, то изложенные в «Лествице» принципы духовной жизни абсолютно универсальны, в этом можно убедиться, выбрав для рассмотрения самую первую ступень «Лествицы», которая, как кажется на первый взгляд, не может иметь отношения к кому-либо, кроме монашествующих, и называется эта ступень «Об отречении от жития мирского».
Размышляя об отречении от мирского жития, преподобный Иоанн сделал акцент на том, что составляет сущность такового жития, и сущность эта — предпочтение вещественного Богу. Монахи же призваны к тому, что восстановить должную иерархию и победить в самих себе все те пристрастия, которые затмевают Бога. Но к тому же самому призваны и все прочие христиане, не существует каких-то особых версий Евангелия для монахов и мирян, Евангелие едино, едины заповеди Христовы, а потому и путь их исполнения отличается лишь деталями, и нет особой разницы, какой путь жизни по промыслу Божиему избрал человек, борьба с грехом и попрание мирских, то есть греховных, привязанностей, это то, что составляет сердцевину духовной жизни любого христианина.
Дай Бог, чтобы мы это понимали, и с помощью преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, игумена Синайского, сумели обрести свой индивидуальный путь восхождения к нашему Творцу!