21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее и день памяти великомученика Феодора Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днём памяти великомученика Феодора Стратилата, имя которого носит этот монастырь. А также поздравляю с началом пения Постной Триоди, с Неделей о мытаре и фарисее.

Ближайшие два месяца нашей церковной жизни будут посвящены размышлениям о покаянии, ведь именно к нему нас призывают тексты Постной Триоди, именно в покаянии состоит смысл Великого поста. Нет и не может быть того проповедника, который в этот период не произнесет слов о покаянии, также сложно представить воцерковлённого человека, который сумеет пройти мимо исповедания своих грехов, мимо, как минимум, попытки очищения своей души от греховной скверны. Одним словом, все мы ещё раз повторим то, что уже много раз говорили и неоднократно делали.

Из собственного грустного опыта мы знаем, чем это всё закончится — наступит Пасха, и мы вернемся в привычное жизненное русло, останемся прежними, ну а попытки жить духовной жизнью будут отложены до наступления следующего Великого поста. Думается, причина этого в том, что мы боимся истинного покаяния. Боимся по одной простой причине: осознание своего греха, бездны своего падения — очень страшное и тяжёлое переживание, в этом переживании нет никакой романтики, нет ничего светлого, но что самое страшное — об этом невозможно говорить.

Собственно, Христова притча о мытаре и фарисее — именно об этом. Мы видим двух героев — один из них произносит много слов, что-то объясняет, на что-то указывает, как-то рефлексирует. Другой — его полная противоположность, он ничего не может сказать, он не способен кого-либо замечать, единственное, на что он способен — это ударять себя в грудь и простить милости у Бога.

Казалось бы, с мытарем всё просто — он действительно грешник, его грех очевиден и ему самому, и окружающему его обществу, о его грехе можем говорить и мы — те люди, которые никогда не встречали и никогда не встретят израильских мытарей в своей жизни. Можно предположить, что его безмолвное истинное переживание покаяния — следствие его сугубых грехов. Но это не так. Если бы это было так, то у нас были бы свидетельства массового покаяния мытарей, тогда как мы знаем только двух покаявшихся евангельских мытарей — апостола Матфея и Закхея. Остальным же мытарям их грехи никоим образом не мешали жить вполне спокойно. Отсюда можно сделать вывод, что дело вовсе не в степени греха.

Дело в чём-то ином, в том, что находится вне сферы влияния человека, дело в Боге. Именно Он способен показать нас нам самим такими, какие мы есть. С одной стороны, это то, чего должны желать все сознательные христиане, с другой — это очень страшно, мы все боимся этой встречи, ну а Бог идёт на уступку, Он щадит нас. Самое же страшное в нас настоящих то, что об этом совершенно невозможно с кем бы то ни было говорить. Причина проста: мы настоящие — это бездна и ужас, это то, что невозможно выразить в словах, точно также как невозможно корректно выразить в словах ужас смерти. Но если не отринуть страх, если не войти в эту бездну, если лицом к лицу не соприкоснуться с ужасом собственной греховности, то невозможно и измениться по образу Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

В день памяти великомученика Феодора Стратилата, человека, без всяких оговорок смелого и мужественного, мне хочется пожелать всем нам именно этого — не бояться встречи с самими собой, а просить о ней Бога. Да, если эта встреча произойдет, то на какое-то время мы станем очень одиноки, не найдется того человека, который сможет нас поддержать и сказать какие-то ободряющие слова, потому что все слова будут ложью, но при этом с нами будет Бог, точно также, как Он был в момент страдания со святым покровителем Феодоровского монастыря — Феодором Стратилатом.