В пятницу 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил Литургию в Феодоровском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

22 марта 2024 года, в пятницу 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Феодоровском женском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: священник Игорь Киселёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры!

Сегодня во время богослужения мы среди прочих отрывков Священного Писания услышали и отрывок из книги Бытия, который содержал повествовании о грехопадении Адама и Евы. Эта трагическая история началась с того, что Ева вступила в диалог с змеем, то есть с диаволом, их диалог строился вокруг обсуждения данной Богом заповеди. Помимо самого факта обсуждения и сомнения в божественной заповеди в этой истории обращает на себя внимание и то, что вожделение пришло к Еве по причине вложенного в человека Богом стремления к познанию. Собственно, именно стремление к познанию стало тем «крючком», за который «зацепился» змей: «Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4).

Далее книга Бытия свидетельствует, что с точки зрения Евы плоды дерева были вожделенны именно потому, что они могли дать знание: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание» (Быт. 3, 6). И действительно, плоды древа познания добра и зла дали первым людям знание, однако выяснилось, что отнюдь не всякое знание полезно для человека, выяснилось, что есть и то знание, которое отторгает людей как друг от друга, так и от Бога, именно об этом и сказано в книге Бытия: сразу после грехопадения Адам и Ева перестали быть едины, они начали стесняться друг друга, и вместе с этим они предприняли попытку спрятаться от Бога.

Во всей этой истории обращает на себя внимание роль человеческого стремления к познанию. С одной стороны, стремление к познанию, как и всякое иное стремление души, вложено в нас Богом. С другой — оно, опять же, как и всякое иное стремление души, должно быть ограничено некими рамками. Однако здесь мы сталкиваемся с совершенно особенной коллизией: нас с детства учили, что «знание — сила», что к знанию необходимо всеми силами стремиться, и никто нам никогда не говорил, что есть различные виды знания, и отнюдь не все из них полезны для человека. Впрочем, мы понимаем, что детей необходимо ограждать от определённого рода знаний, но вот о том, что и взрослый человек должен быть крайне аккуратен в отношении знания, нас почему-то забыли предупредить. Поэтому приходится учиться уже во взрослом возрасте. Для этой цели пример Адама и Евы подходит как нельзя лучше.

Как правило, размышляя о причинах грехопадения первых людей, мы делаем акцент на проявлении их гордыни: они захотели стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5). Но Священное Писание свидетельствует, что грехопадение — это значительно более сложный процесс, в котором переплелись и гордыня, и стремление к познанию, и искушение со стороны диавола, и есть в нём также и место наивности. В той или иной степени, но мы — потомки Адама и Ева — проходим тот же самый путь тогда, когда попираем данные нам Богом заповеди. Всякий грех — это всё та же комбинация множества факторов, и не последнюю роль здесь играет стремление к познанию. Понимая это, мы должны всякий раз задаваться вопросом: «А зачем мне нужна та или иная информация? Полезно ли мне то, что я хочу узнать? Не будет ли вреда для моей души от этого знания?» Особенно же внимательными нам стоит быть тогда, когда стремление к познанию вырождается в праздное любопытство, и тогда, когда мы по какой-то причине начинаем стремиться познавать не собственную немощь и не благость Бога, а грехи других людей.

Нам стоит помнить: ещё никому и никогда знание о грехе не приносило пользу, это то знание, которого стоит всеми силами избегать и всячески сторониться, хотя бы по той простой причине, что такое знание очень напоминает по своим свойствам библейское познание добра и зла, и после получения этого знания мы неизбежно теряем единство и с Богом, и с другими людьми.

Похожие публикации