В Неделю 18-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре

16 октября 2022 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Даниила, дорогие сестры!

В связи с сегодняшним евангельским чтением мне вспоминается один человек, который умер несколько лет назад и которому я обязан очень многим. В первую очередь тем, что он своим примером показывал, что стоит за той или иной евангельской заповедью. В годы нашего с ним общения я был очень молодым священнослужителем — диаконом — и у меня, увы, тогда ещё не было богословского образования. Я прочитал лишь одну книжку по литургике, то есть по науке совершения богослужения, очень проникся этой книгой и начал усердно воплощать в жизнь то, что было там написано. Тот человек, о котором я сегодня вспоминаю, был моим непосредственным начальником, он был значительно старше меня, священником он стал ещё до моего рождения. Но всё это не мешало мне с юношеской горячностью делать ему замечания по службе, дабы привести его служение в соответствие с тем идеалом, который я почерпнул в единственной мною прочитанной книге. Однажды я очень увлёкся своими поучениями. Он внимательно меня выслушал и сказал: «Да, я знаю, что в этой книге так написано, а ещё я читал такие-то и такие-то книги, там написано то-то и то- то, по ряду причин мне кажется более уместной такая-то богослужебная практика, но, если тебя она смущает, я буду делать так, как ты скажешь, прости, что я тебя смутил». Странно, что мне тогда не стало стыдно за свою юношескую горячность, которая подогревалась малограмотностью. Стыдно стало значительно позднее. Тогда как слова моего наставника ни что иное, как непосредственное исполнение слова Христа Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). А как мы хотим, чтобы люди поступали с нами? Хотим ли мы, чтобы люди не прощали нам наши ошибки, неровности нашего характера, чтобы относились к нам со всей строгостью и требовали справедливости? Вряд ли.

При подготовке к причащению Пречистых Тела и Крови Христовых, мы читаем прямое указание идти и попросить прощения у тех, кто нас обидел: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть. Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим». Автор этого указания не ставит под сомнение факт обиды. Он не говорит о том, что, возможно, её не было, что это моя вина. Нет. Была настоящая обида при полной моей невиновности. Но если я хочу, чтобы центральное таинство Церкви не погубило мою душу, я должен каким-то образом примириться с обидчиком. Такое поведение противоречит логике и справедливости в нашем обыденном понимании. Это непросто сделать ещё и потому, что тот человек, который меня как-то задел, может этого не понимать. Более того, сказав ему «прости», я рискую услышать в ответ: «прекрасно, что ты осознал свою вину», тогда как я перед ним абсолютно невиновен и в глубине души я надеялся, что после моих слов о прощении он это осознает и сам попросит у меня прощения. Но тем не менее, необходимо поступать именно так. А всё прочее возложить на Бога. Рано или поздно Господь посетит того, кто причинил обиду, он увидит себя настоящего и благодаря тому, кто сумел исполнить слова Христа, научится и сам поступать так, как велит поступать Евангелие.