В Неделю 11-ю по Пятидесятнице и праздник Успения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил Литургию в Успенском соборе города Мышкина

28 августа 2022 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице и праздник Успения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Успенском соборе города Мышкина.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Александр, отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с Успением Пресвятой Богородицы и с престольным праздником этого величественного собора!

Мне, как и многим другим священнослужителям, достаточно часто приходится исповедовать людей. Думаю, вы догадываетесь, что наши грехи весьма скучным и однообразны, мы все грешим одинаково. Связано это с тем, что то существо, через которое грех вошёл в мир, не способно к творчеству, это лишь подражатель, которые берёт заложенные в нас Богом благие устремления и искажает их, пытаясь превратить в нечто противоположное задуманному Творцом. Очень часто во время исповеди можно услышать, что люди в буквальном смысле каются в том же самом, что и все остальные, одновременно с этим нетрудно заметить, что у тебя самого абсолютно те же самые грехи, заметить, что и ты сам подвержен тем же самым страстям и вызванными ими состояниям.

В наше время очень многие люди говорят на исповеди об унынии, об отсутствии радости, о тоске и подобных вещах. Если мы обратим внимание друг на друга, то заметим, что уныние и отсутствие радости отпечаталось на наших лицах. Мы грустны, мы мрачны, и в большинстве случаев мы абсолютно равнодушны к окружающим. Безусловно, у нас есть оправдания этим нашим состояниям: жизнь стала невероятно сложной, будущее непредсказуемо, а настоящее тревожно. Кроме того, у большинства из нас есть физические недомогания, нам бывает тяжело стоять и делать самые простые движения. А ещё есть сложности с родными и близкими, есть непонимания, иногда мы сталкиваемся с клеветой, иногда с предательством. Перечислять причины, приводящие к застывшему на наших лицах отпечатку печали можно очень долго. Это всё объективные и уважительные причины. Мы имеем простое человеческое право быть печальными и угрюмыми.

Правда, есть одна, как мне кажется, очень важная оговорка: святые не были такими. В их житиях мы можем почерпнуть массу крайне неприятной информации об обстоятельствах жизни святых: кто-то из них находился в рабстве, кто-то жил в эпоху гонений и был лишён самых простых и естественных бытовых удобств, кто-то серьёзно болел, на кого-то нападали разбойники и делали его калекой, кому-то приходилось решать серьёзные государственные задачи и принимать тяжёлые решения. Вряд ли нам удастся найти среди святых тех, кто радостно, счастливо и совершенно безоблачно прожил свою жизнь, и в результате оказался прославлен у Бога и у людей. У всех из них были свои тяготы и скорби, которые, как правило, ощутимо тяжелее того, что приходится нести каждому из нас. Но у нас нет свидетельств, говорящих о том, что кто-то из святых был мрачен и печален ликом. Нет, напротив, мы читаем, что святые в невообразимо сложных жизненных обстоятельствах каким-то чудом умудрялись сохраняться спокойствие, радость и приветливость.

Как им это удавалось? Ответ даёт богослужение сегодняшнего Праздника: через молитву к Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Деве Богородице. Именно Она — Подательница радости и утешения, именно Она — и только Она! — способна взять на Себя наши многочисленные скорби и превратить их в ничем непоколебимую радость о Господе и Боге Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Все другие способы достижения этого состояния заранее обречены на провал, а потому нам с вами стоит как можно чаще прибегать в своих молитвах к Божией Матери, особенно же стоит это делать сейчас, в тот исторический период, когда происходит трансформация привычного нам мира. К этому нас призывает не только опыт святых, но и Святейший Патриарх Кирилл, он, как, надеюсь, вы знаете, благословил всем чадам Русской Православной Церкви ежедневно читать молебный канон Пресвятой Богородице. Очень надеюсь, что мы услышим этот призыв, и опытно осознаем, что иного рабочего инструмента избавления от печали, уныния и страха попросту не существует.