14 февраля 2021 года, в канун праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно вас поздравляю с наступившим уже праздником Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Я думаю, что многие из вас знают, что в праздник Сретения Господня мы, в нашей Русской Церкви, отмечаем ещё один праздник — день православной молодёжи. Думаю, что в праздник Сретения Господня можно было бы отмечать ещё один день — день православного пожилого человека. Почему, я объясню, но начну издалека.

Абсолютное большинство израильтян времён земной жизни Христа Спасителя были уверены в особом статусе своего народа и своей страны. Они ощущали себя избранными Богом. Для этого, конечно, у них были все основания: они были монотеистами, а все другие народы — язычниками. Но, за редчайшим исключением, израильтяне не совсем понимали, что с этим делать. Что означает это избранничество? Для чего оно? Самый простой и естественный ход мысли был таков: избранничество означает грядущую силу государства. Раз они избраны, значит их страна должна быть великой и сильной. Было несколько представлений о том, каким образом Израиль из римской провинции превратится в мирового гегемона: кто-то полагал, что появится новый царь из рода Давида, схожий в своей гениальности со своим праотцом, кто-то ждал посланника от Бога, кто-то думал, что Бог Сам каким-то сверхъестественным образом вмешается в ход истории и устроит всё наилучшим для Израиля образом.

Но была одна совсем небольшая группа людей, которые ничего подобного не ждали. Они были вне всего этого, они просто жили и молились. О самих себе, о прощении грехов своего народа. Эти люди ждали Пришествие Мессии, но ничего не думали о том, каково будет это Пришествие и что за ним последует, они понимали, что это — тайна Божия, которая едва ли может вместиться в геополитические человеческие чаяния. Таких людей называли «кроткими в стране». Они ничего не решали, ни во что не вмешивались. Они просто были.

Старец Симеон — один из них. Именно он — «кроткий в стране» — оказался первым из числа тех религиозных израильтян, кто увидел в Сыне Марии Христа, если, конечно, не брать в расчёт родственников Христа по плоти. Евангелист Лука пишет, что «Дух Святый был на нём» (Лк. 2, 25).

Из всего этого можно сделать несколько простых и вполне очевидных выводов, которые, конечно же, все мы знаем. Во-первых, Дух Святой не с теми, кто много говорит, кто привлекает к себе внимание громкими заявлениями, кто заметен и имеет большое общественное значение, Он почивает на тихих и скромных молитвенниках. Хотя, конечно, таковыми могут оказаться и весьма известные люди. А во-вторых, без содействия Духа Святого невозможно исповедовать Иисуса из Назарета Христом. Более того, без Духа Святого невозможна и сама встреча со Христом, ведь, как мы слышали в Евангелии от Луки, старец Симеон в день Сретения пришел в храм по вдохновению от Духа.

Здесь мы подходим к той теме, с которой я начал проповедь. Что отличало праведного Симеона от множества его современников? Во-первых, он не участвовал ни в какой политической борьбе, он был далёк от всех треволнений, которыми полон мир. И это связано, в том числе, и с его возрастом. В норме, чем человек старше становится, тем дальше он отходит от мирской суеты. Ему не надо бороться за «место под солнцем», ему не надо думать, где и что достать, ему не надо, как священникам или архиереям, заботиться о храме, не надо заботиться о своих семьях. Это всё мешает сосредоточиться на молитве. Если христианин живёт таким образом — веруя и участвуя в таинствах, то по мере приближения к своему концу, его жизнь становится спокойной и сосредоточенной. Это не только моё мнение. Об этом говорят и многие пожилые люди — все плотские страсти уже отошли, есть только спокойствие и молитва. Иной раз, когда пожилые люди приходят на исповедь, то им бывает нечего сказать: они сидят, ни с кем не встречаются, читают Священное Писание, молятся. Через своё скромное и незаметное со вне делание они и приобретают Дух Святой. Но для этого необходимо остановиться, а молодой человек не может остановиться, не способен погрузиться в тишину.

Конечно, вы можете спросить: а как же быть со священниками, с архиереями, с теми, кто причислен к клиру? Мы говорим, что хиротония — схождение Духа Святого, личная Пятидесятница. Да, это так и есть. Но это то, что даётся человеку для исполнения определённых церковных обязанностей. И вне этих обязанностей нельзя сказать, что ты в этом Духе пребываешь. Есть признаки присутствия Духа Святого в человеке, которые даёт нам Священное Писание, это — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

Мы знаем, что далеко не у всех священнослужителей есть эти Дары. У нас другой дар, он подается для совершения Литургии и предстояния у алтаря. Часто люди этого не понимают, и задают священникам, молодым ещё священникам, глубокие вопросы, которые касаются духовной жизни, а священник не в состоянии ответить на них, потому что он ещё не постиг эти глубины. Мы знаем, что те книги, которыми мы назидаемся, например «Лествица» или «Душеполезные поучения» аввы Дорофея написаны пожилыми людьми, прошедшими десятилетия подвига. У нас почти нет примеров, чтобы мы назидались писаниями молодых людьми, пусть даже очень одарённых. Как правило, авторы душеполезных поучений — это люди в возрасте, которые стяжали те дары Духа Святого, которые позволяют говорить правильно о духовной жизни.

Поэтому, я глубоко убеждён, что те пожилые люди, наши бабушки и дедушки, которых мы не замечаем, потому что они стоят в уголочке, способны дать более глубокие ответы на вопросы о духовной жизни, чем мы с отцами. Мы говорим много, но зачастую это совершенно пустые речи, они идут от ума, а не от Духа Святого.

Поэтому Сретение Господне и пример праведного Симеона Богоприимца — это как раз про возраст, про то, каким человек должен становиться с возрастом. Я очень надеюсь, что те, кто постарше, уже близко к этому подошли, а мы, те кто помоложе, тоже к этому состоянию придём, что мы также со временем будем иметь правильное видение духовной жизни, сможем стяжать те дары Дух Святого, которые не связаны с саном, а являются следствием личного аскетического подвига.