4 апреля 2020 года, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— История уверения апостола Фомы очень показательна. Недаром этот евангельский эпизод особо вспоминается через неделю после Пасхи. Здесь можно проследить две основные линии.

Во-первых, сама возможность «вложить руки в ребра» и «вложить перст в раны от гвоздей» свидетельствует, что перед Фомой стоял не призрак, не ангел, не кто-то, не имеющий тела, перед ним стоял Сам Христос Спаситель, облечённый Телом Воскресения. Пожалуй, этот евангельский отрывок — самое яркое свидетельство истинности телесного Воскресения Христа. И, как следствие, истинности всего того, что было сказано Христом, всего того, что было сказано апостолами. Значит, и мы вовсе не напрасно стараемся жить в подражании нашему Господу и апостолам. А если нам начинает казаться, что мы ошибаемся, что есть какой-то другой путь или какая-то иная норма жизни, то стоит вновь обратить свое внимание на слова и действия апостола Фомы.

Во-вторых, действия апостола показывают очень важную вещь, о которой мы склонны забывать, уклоняясь то в одну, то в другую стороны. Христианство одновременно постигается и разумом, и сердцем. Евангелие не противопоставляет одно другому. Оно не говорит, что мы должны целиком и полностью уповать на свой разум, пытаться всё измерить и потрогать, всё вычислить и взвесить. И в то же время оно не говорит, что необходимо «отключить голову» и следовать лишь нашим чувствам. Апостолы Лука и Клеопа не поверили своему сердцу и потому не смогли узнать Христа Воскресшего на пути в Эммаус. Господь их не осудил, но указал на их временную сердечную слепоту. Апостол Фома тоже не смог поверить своему сердцу, и его также Господь не осудил и дал возможность опытно удостовериться в Своём Воскресении. Но если бы у апостолов не было сердечного движения любви ко Христу, то не было бы и встречи с Ним после Воскресения, ведь встречался Он только с теми, кто любил Его.

Уклонения «вправо» или «влево», в разум или в чувства с сопровождающими их эмоциями — наша общая беда и сложность. Они не дают не только должным образом постичь христианство и стать учениками Христа. Они мешают и в повседневной жизни. Примеров этому масса и самый яркий, пожалуй, тот, который мы сегодня можем наблюдать в нашем обществе. Дай же нам всем Бог разум сердечный и сердце разумное!