28 марта 2020 года, в канун Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— «Не прикасайся ко мне» (Ин. 20, 17) — так говорит русский текст Евангелия от Иоанна в рассказе о встрече Христа Воскресшего с Марией Магдалиной. Точно такую же конструкцию использует и церковнославянский перевод. А вот оригинальный греческий текст говорит несколько иначе: «не связывай меня» или же «не удерживай меня». Там речь не идёт о касании как таковом, но говорится о некоторый попытке со стороны Марии удержать Христа. Понятно, что если уж смерть не смогла удержать Христа, то сделать это ни у кого не получится. Важно же здесь, как кажется, другое: наши попытки «приручить» Бога. Попытки сковывать Его действия. Эти попытки сколь нелепы, столь же и смешны.

У каждого из нас есть некоторое представление о том, как именно должен действовать Бог в той или иной ситуации. Мы вполне уверенно заявляем, что Он непременно должен, к примеру, спасти праведника и покарать грешника. Что Он должен прийти на помощь тем или иным людям, которые переживают непростые или даже трагические жизненные ситуации. Если же этого не происходит, если Он не вторгается и Своей властью не исправляет ситуацию, то здесь есть два возможных варианта выхода из ситуации: либо объявить праведника тайным грешником, так, как это пытались сделать жена и друзья Иова Многострадального, либо же счесть Бога несправедливым. Есть, конечно, ещё и третий вариант: объявить Бога несуществующим. Но это маргинальный выбор, о нём нет смысла размышлять.

Но не являются ли попытки объяснить те или иные действия Бога или же попытки вместить Его действия в наши человеческие шаблоны тем же самым, что пыталась сделать Мария у входа в Живоносный Гроб?

Вот и сегодня, когда мир переживает не самые простые времена, у каждого из нас есть свои ответы. Есть свое видение, в том числе и видение действия Бога. Иногда раздаются голоса о том, что наличие или отсутствие вируса — это, своего рода, предмет веры. Кое-кто говорит, что вера способна защитить от болезни. Кто-то, напротив, склоняется к параноидальному страху. Впрочем, среди воцерковленных людей, первых значительно больше, чем вторых. Находятся даже те, кто объявляет страх перед заражением отступлением от Христа, а те меры, которые Церковь вводит для предотвращения распространения вируса, называют чем-то вроде измены сути евангельского благовестия.

А что если за всем этим стоит не попущение Божие, а Его прямая и благая воля? Что если вынужденное ограничение посещения богослужений — это Его воля? Вообще, Церковь утверждает, что не существует особенных благоприятных условий для спасения. Любые жизненные обстоятельства могут быть как спасительными, так и губительными. Вопрос не в них, а в нас. Мы верим, что Бог нас ставит в наиболее благоприятную для спасения ситуацию в каждую секунду нашей жизни. Нет никакого «завтра», когда всё будет хорошо, и нет никакого «вчера», когда всё было хорошо с точки зрения условий для осуществления спасения. Есть сейчас — и именно сейчас необходимо извлекать уроки для души.

Мы привыкли, что у нас есть возможность собираться вместе и возносить молитвы. Но многие ли пользуются этой возможностью? А из тех, кто ей пользуется, много ли тех, кто на самом деле меняется и, исполняясь решимостью, идёт вслед за Христом? Мой ответ: нет. Таких людей не меньшинство, их единицы. Их ничтожно мало. И сам я вряд ли принадлежу к их числу.

Сейчас Бог нас вывел из ситуации обыденного равновесия. Попытки это не замечать, равны попыткам Марии удержать Христа Воскресшего. Поэтому нам стоит сделать некоторые выводы. Но не внешние, а внутренние. Нам стоит обратить внимание не на воображаемых внешних «супостатов», а на самих себя, на свою душу и задать себе несколько простых вопросов: «Меняет ли меня моя молитва? Уподобляюсь ли я через неё Богу в Его милосердии и Его любви? Да и вообще, с чего я взял, что я достоин стоять в храме с верными?». Я глубоко убежден, что сейчас мы должны тратить свои силы не на размышления о вирусе, а на поиск честных ответов на эти вопросы. Если сумеем на них ответить и предпринять соответствующие ответам действия, то и мир вокруг нас изменится к лучшему.