10 апреля 2021 года, в канун Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Синаксарь Постой Триоди, которую Устав предписывает прочитывать за всенощным бдением накануне четвертой Недели Великого поста посвящён, как и сама Неделя, преподобному Иоанну Лествичнику. Это, пожалуй, самое краткое чтение из Синаксаря Постной Триоди, оно содержит в русском переводе лишь три небольших абзаца, в которых рассказывается о жизни и подвиге преподобного Иоанна.

Сама по себе уникальная краткость этого текста свидетельствует об очень многом.

Во-первых, она указывает на то, что преподобный Иоанн был целиком устремлен к Богу и оставался верен избранному пути — он не уклонялся в ту или иную сторону. Во-вторых, оказывается, что о святом нет необходимости произносить пространные речи, можно обойтись малым количеством слов, потому как этих слов вполне достаточно для назидания.

Среди прочего, в этом кратком Синаксаре содержится ответ на два главных вопроса, которые не могут не волновать думающего христианина: первый вопрос заключается в том, каким образом можно прожить жизнь так, чтобы не сбиться с пути следования за Христом, а второй — как можно кратко выразить основной принцип духовной жизни, который был бы залогом преуспеяния.

Ответы просты. Принцип жизни преподобного Иоанна выражен в Синаксари такими словами: «Он ел всё, что без укорения дозволяется монашеским обетом, но весьма помалу и не досыта, и этим, полагаю, премудро сокрушал рог гордыни». Конечно, суть этого предложения не в размышлениях о еде, а в том, что через правильное отношение к базовой потребности любого человека преподобный Иоанн достигал духовной цели — «сокрушал рог гордыни». Пища — лишь один из аспектов, во всём остальном он поступал точно так же, всё было подчинено этой цели — уничтожению гордыни. Успех в этом деле обусловил и успех в самом главном — в достижении Христова Царства.

Через то, что преподобный Иоанн был сосредоточен в своей духовной жизни на искоренении ростков гордыни, он сумел пройти земной путь без каких-либо падений, ведь падения попускаются нам Богом как раз для того, чтобы мы могли увидеть самих себя в истинном свете, чтобы не осталось никаких иллюзий, чтобы не было повода для гордости и надмения над кем бы то ни было. Так об этом писал и сам преподобный Иоанн: «Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе» (Лествица 23, 4). Именно по этой причине нам приличнее не ужасаться в то время, когда нас одолевают искушения, когда случаются падения, а радоваться, ведь через это мы обретаем прекрасную возможность для лучшего осознания собственного незавидного положения и, как следствие, для сердечного, а не формального лишь, обращения к Богу.

Впрочем, бывает и иначе. Бывает, что человек упорно отказывается видеть себя таким, каков он есть, такого человека не трогает и множество падений, он лишь больше ожесточается. В таком случае с ним происходит то, о чём написал преподобный Иоанн — Бог оставляет этого несчастного, что в конечном итоге приводит к состоянию, которое «Лествица» определяет как «умоисступление». Это последнее, конечно, страшно.

Надеюсь, что молитвами преподобного Иоанна у всех нас будет сердечная чуткость, чтобы видеть в происходящем с нами действия Всеблагого Бога и через это восходить от силы в силу, приближаясь туда, куда нас всех зовёт преподобный Иоанн.