В канун Недели 4-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе

Михаил Кудрявцев
Фото

13 июля 2019 года, в канун Недели 4‑й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, с наступающим воскресным днем вас!

Сегодня мне бы хотелось сказать несколько слов о плевелах из притчи, рассказанной Господом Иисусом Христом. В ней говорится о том, как некий добрый человек посеял на своем поле пшеницу, а его враг посеял между пшеницей плевелы.

Для нас слово «плевелы» само по себе ни о чем не говорит. Мы не можем определить, какое это растение. На первый взгляд кажется, что это просто сорная трава. Но на самом деле это не просто некий сорняк, что, кстати говоря, важно для понимания этой притчи и того, что хотел сказать нам Господь. Плевелы — совершенно конкретное название вида растений, которые, когда только всходят, очень походят на пшеницу.

Мы знаем, что плевелы начал сеять в духовном смысле искуситель еще в раю. Плевелы, которые насаждает враг рода человеческого, — нечто крайне походящее на истину, на правду, на нечто спасительное в евангельском смысле.

Давайте вспомним, как обращается змей к Еве в раю. Он говорит ей фразу, очень похожую на правду: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3, 1). Конечно, Господь сказал несколько иначе, Его слова звучали так: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16‑17). То есть в самой первой фразе змея легко увидеть ложь и выдумку диавола.

Упомянутой ранее притчей Христос Спаситель предупреждает нас, что всегда — с момента, предшествующего грехопадению, и до последней секунды бытия этого мира — враг рода человеческого будет так же сеять плевелы — что-то напоминающее правду. Похожее на любовь, но любовью не являющееся. Похожее на милосердие, но не являющееся милосердием. Похожее на справедливость, но не справедливость. И так абсолютно во всем.

Наша задача — с одной стороны, не слишком увлекаться отсеиванием этих плевел, а с другой — не идти вслед за ними. Наше сердце должно подсказать, на то ли мы обращаем внимание, в ту ли сторону мы идем, потому что, если мы опять же вспомним третью главу книги Бытия, а именно диалог змея с Евой, то увидим у Евы, во-первых, согласие со словами змея, во-вторых — некое раздражение на Бога и, в-третьих, продолжение лжи, она отвечает так: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2‑3), но Бог не говорил «не прикасайтесь», Он сказал лишь не вкушать.

Так вот раздражение, которое присутствует тогда, когда мы думаем, что дело, по всей видимости, справедливое, но вместе с этим чувствуем внутреннее духовное беспокойство и не имеем того, что называется исихией или покоем, означает, что мы делаем что-то не то, идем не в ту сторону.

Дай Бог, чтобы мы это помнили и не увлекались ничем, кроме следования словам Господа нашего Иисуса Христа, в чем Он, надеюсь и верю, всем нам поможет.

Похожие публикации