25 апреля 2020 года, в канун Недели 2-й по Пасхи, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

Апостол и евангелист Матфей говорит, что среди тех, кто присутствовал на горе во время явления Христа Воскресшего в Галилее, были и сомневающиеся. Апостол не уточняет, что это были за люди: кто-то из апостолов или кто-то из широкого круга учеников? Не уточняет апостол и того, в чём усомнились эти люди: в том, что перед ними Христос или в том, что Он воскрес? Можно предположить, что ответы на все эти вопросы не так уж и важны, ведь дело здесь совсем в другом: ни один из евангелистов не рисует радужную картину всеобщей безоговорочной веры в Воскресение Христово. Апостолы описывают события такими, какими они их увидели и запомнили. При этом они все согласны друг с другом в том, что в Воскресения Христа поверили далеко не все, даже среди тесного круга одиннадцати апостолов были те, кто сомневался относительно долгое время — всем известно, что таким апостолом был Фома.

Сами по себе сомнения очень показательная информация. Сомнения означают, что люди, которые присутствовали там и тогда, не находились в состоянии экзальтации, они не спешили верить всему и сразу, они хотели лично испытать и убедиться. Господь Иисус Христос позволяет им это сделать, точно так же, как Он позволил апостолу Фоме прикоснуться к Своему Воскресшему Телу.

Из всего это можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, сомнения — это не страшно и это не приговор. Во-вторых, честность апостолов в этом малом — в описании неверия некоторых из очевидцев Воскресения Христова — не может не убеждать в том, что они были честны и во всём прочем. А в‑третьих, и это, пожалуй, на сегодняшний день для нас особенно важно, нельзя впадать в какую-либо экзальтацию и излишнюю эмоциональность. Потому что экзальтация и эмоциональность на равна сердечному восприятию реальности. В экзальтации и эмоциональности нет и не может быть мирного духа, а именно мирный дух залог того, что мы имеем общение с Богом. Мирный дух — это своего рода универсальный критерий. Об этом прекрасно свидетельствовал в своё время митрополит Вениамин (Федченков). Когда ему было необходимо принять важные для него самого и для его паствы решения, то он служил сорокоусты и во время этих богослужений молился, чтобы Господь открыл ему Свою волю. Владыка Вениамин заметил, что когда он думает об одном из вариантов решения, то дух его мирен, когда о другом, то, напротив, мира нет. Хотя интеллектуально ему казалось, что более правильно второе решение, то, которое не сопутствовалось мирным духом.

Сегодня не самое простое время, как для нашей страны, так и для всего мира. Звучат самые разные голоса и делаются самые разные выводы. Некоторые из этих голосов очень громкие и весьма убедительные. Но если последовать за ними без предварительного испытания на предмет наличия мирного духа, то это будет ложный путь. Давайте постараемся помнить об этом, и пусть основной нашей реакцией на всё происходящее будут не эмоции, а молитвенная сосредоточенность.