В канун Недели 16-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

9 октября 2021 года, в канун Недели 16-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— В Евангелии от Луки, так же, как и в Евангелии от Матфея, нравственные поучения Христа собраны в единый блок, и сейчас мы услышали окончание этих поучений. Своими словами Спаситель подвёл итог всему тому, что было сказано ранее. Если попытаться обобщить нравственное учение Христа по Евангелию от Луки, то можно сказать так: основа христианской нравственности — милосердное отношение к ближним, причём под ближними стоит понимать абсолютно любого человека, без каких-либо исключений. Далее Спаситель будет подробнее раскрывать Свои мысли в притчах, именно здесь — в Евангелии от Луки — мы встретим и притчу о милосердном самарянине, человеке, который оказал помощь страдающему еврею, при том, что мимо нуждающегося прошли представители ветхозаветного священства, которые должны были бы как-то отреагировать хотя бы в силу родства по крови. Идеей социальной справедливости, основа которой милосердие, проникнуто всё Евангелие от Луки.

Очень важно, что именно милосердие здесь выступает в качестве центрального мысли всего нравственного учения Христа. При этом Он ни слова не произносит относительно молитвы или поста, Он не говорит про богослужение, Он никак не упоминает всё то, что мы привыкли понимать под сердцевиной христианской жизни. Более того, чуть раньше, в рамках Своего нравственного поучения, Христос произносит такие слова: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 36-37). Эти слова нельзя понять каким-то иным образом, кроме буквального: прощение, которое человек получает от Бога, связано лишь с умением прощать других. То же самое можно сказать и об осуждении, а также и о последнем — Божием — суде.

Если основываться на Евангелии от Луки, то может возникнуть вполне закономерный вопрос: если благая участь в вечности — тот самый дом, который основан на камне — зависит лишь от милосердия, то причём тут всё то, что составляет весомую часть жизни христианина? Какое отношение к спасению имеют все наши посты, молитвы и богослужения? История Церкви показывает, что, действительно, находились люди, которые считали абсолютно всё не имеющим значения, кроме дел милосердия. Быть милосердным очень непросто, дело здесь не только в нашей всеобщей слепоте по отношению к ближним, но и в том, что мы далеко не всегда способны сделать вывод относительно корректного проявления милосердия в каждом конкретном случае.

Что будет милосердием: дать денег человеку с алкогольной зависимостью, понимая, каким образом он их израсходует, или же, напротив, оставить его без материальной поддержки, лишив возможности принять очередную порцию яда? Простого ответа на этот и на другие схожие вопросы попросту не существует. Правильный ответ знает лишь Бог, а потому именно к Нему необходимо обращаться для того, чтобы быть способным к милосердию. Именно так поступал и Сам Христос: Он всеми Своими силами служил людям, но делал Он это при регулярной молитвенной поддержке, а зачастую Его молитва была усилена подвигом поста.

Похожие публикации