В канун Крестопоклонной недели епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

30 марта 2019 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

После великого славословия владыка совершил чин выноса Креста.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья, сестры! С наступающим воскресным днем. У Церкви есть много различных функций. И одну из функций можно назвать «утешительной». Когда мы размышляем об утешении, надо очень четко понимать, что мы под этим подразумеваем, и каким образом Церковь может исполнять и исполняет эту функцию.

В связи с этим мне вспоминается одна давняя история, которой лет десять, может уже и больше. Я тогда еще был студентом, священником и исповедовал одну женщину. Она приехала в Лавру, в Академию и начала что-то говорить, жаловаться на жизнь, и я процитировал слова из Евангелия: «кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27). Женщина буквально взорвалась. Она говорит: «Вы — не профессионал! Вы плохо выполняете свою работу. Я пришла к вам за утешением, а вы мне делаете только хуже». И начала меня всячески ругать. Я, конечно, опешил немного, но потом взял себя в руки, и как-то вышел из этой ситуации. Я очень благодарен этой женщине, потому что я действительно не профессионал, с одной стороны, а с другой стороны, что такое утешение? Очевидно, она полагала, что утешение — это когда гладят по головке, как ребенка. Вот он ударился или прищемил пальчик — подуют на пальчик, погладят по головке, какие-то добрые слова скажут. Нет. Евангелие нас утешает другим путем. Оно нам дает понять, какие следствия бывают от того или иного действия через примеры.

Священное Писание приводит очень много примеров самых различных жизненных ситуаций. Нет, и не может быть такой жизненной ситуации и такого греха, которые не были бы описаны в Священном Писании. Зная это, помня эти примеры, мы можем прекрасно осознать, что будет следовать за той или иной ситуацией, за тем или иным поступком и действием. Евангелие — это книга, которую невозможно читать с целью получить такое утешение, которое получает ребенок, когда его гладят по головке. Потому что Евангелие своим языком, своими образами, своим внутренним посылом — это книга, которая бросает нам вызов. Мы не можем не задавать самим себе вопрос, читая Евангелие, где мы и с кем? Мы с теми, кто стоит у Креста или мы с теми, кто кричит хульные и обидные слова Христу? Мы с теми, кто верит во Христа или просто смотрит на Него, как на чудотворца или вообще немного сумасшедшего человека? Христианская жизнь не может не ставить перед нами вопросов. С кем мы каждую секунду? На этот вопрос — с кем мы, со Христом или сами с собой, или с кем-то еще — мы не можем ответить один раз и на всю жизнь. Мы отвечаем на него постоянно. Моя выгода или слава Христова, исполнение слов Евангелия или мои амбиции и мои какие-то предпочтения? Этот выбор мы делаем постоянно. Выбор непростой, но утешение от Бога приходит только лишь тогда, когда мы выбираем Христа.

Дай Бог, чтобы у нас с вами была и мудрость, были бы и силы, была бы воля и был бы разум всегда и во всем выбирать не свою пользу, не свою выгоду, а исключительно славу Христову. По этому пути прошли апостолы, прошли святые: мы видим, что у апостолов пропала необходимость не то что в исповеди, как таковой, а вообще они ушли на другой уровень, тот уровень, где страсти не довлеют над человеком. Мы не можем представить апостола Павла, скажем, который бы ходил и переживал из-за каких-то своих грехов. Почему? Не потому, что их у него не было, как у любого другого человека. Они были, но он был настолько увлечен тем делом, которое поручил ему Христос Спаситель, — проповедью, исповеданием Христа, — что на себя самого, на рефлексию о самом себе у него не оставалось времени, как, собственно, и на совершение каких-то тяжелых грехов.

И когда мы посвящаем свою жизнь исполнению Христовых слов, посвящаем ее без остатка, все остальное отпадает. Оно уходит. Тот же апостол не призывал к борьбе с грехом как таковой, он призывал совлечься ветхого человека с делами его, призывал облечься в нового (см. Кол. 3, 9–10). А это сделать можно только на пути непрестанной молитвы ради славы Христовой.

Дай Бог, чтобы у нас с вами получилось хотя бы отчасти жить такой жизнью, которой жили апостолы!

Похожие публикации