В день памяти мучеников Флора и Лавра епископ Феоктист совершил Литургию в одноимённом храме города Углича

свящ. Сергий Савенков
Фото

31 августа 2022 года, в день памяти мучеников Флора и Лавра, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святых мучеников Флора и Лавра города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Игорь, дорогие отцы, братья и сёстры! С престольным праздником этого храма — днём памяти святых мучеников Флора и Лавра — вас всех сердечно поздравляю!

В евангельском отрывке, который Церковь установила прочитывать за Литургией в день памяти мучеников Флора и Лавра, среди прочего, есть и весьма непростые для понимания слова Господа Иисуса Христа: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится» (Лк. 2, 10). Из-за того, что Спаситель никак не разъяснил смысл Своих слов и не сказал, что представляет из себя хула на Духа Святого, вокруг этих евангельских слов возможны самые разные спекуляции. Можно, к примеру, подумать, что речь здесь идёт о каком-то злом слове в отношении Духа Святого или же о недостаточном Его почитании. Могут быть и иные, самые причудливые, представления о сути Христовых слов.

Для того, чтобы не совершить ошибку в их понимании, нам стоит вспомнить о том, что Господь обращал Свои слова к конкретным людям, к тем, кто в тот момент был перед Ним. Он не писал каких-либо сочинений, адресованным потомкам. Он не писал дневников. Он говорил, обращаясь к тем, кто находился рядом. Свою речь Спаситель базировал на представлениях, уровне знаний, привычках и образе жизни слушателей. Это относится абсолютно ко всему Евангелию. Сегодняшний отрывок не является исключением. А потому нам стоит вспомнить и о том, что непосредственные слушатели Христа не были знакомы с православной пневматологией, то есть с церковным учением о Духе Святом. Эти люди были иудеями, следовательно, их представления о Святом Духе были основаны на Священном Писании Ветхого Завета и комментариях авторитетных израильских раввинов.

Так как Господь Иисус Христос в Своей речи не переопределяет понятие о Святом Духе, следовательно, Он Свои слова базирует на знакомых Его слушателям представлениях. Поэтому нам стоит попытаться понять, какими именно были эти представления. Конечно, это отдельная большая тема, но если пропустить все промежуточные рассуждения и прийти к окончательным выводам, то можно сказать, что по иудейским представлениям Бог при помощи Святого Духа влияет на дух и сердце человека, через воздействие Святого Духа человеку открывается познание божественной истины. Но человек обладает свободной волей, которую Бог ни при каких условиях не нарушает, поэтому влияние Святого Духа не является довлеющим, от него при желании можно закрыться, можно вообще никак на него не реагировать.

Слова о хуле на Духа Святого Господь Иисус Христос произносит в контексте речи об исповедании Его перед людьми. Такое исповедание возможно лишь в том случае, если Дух Святой таинственным и непостижимым образом воздействует на сердце человека, но в силу самых разных причин, к примеру, вследствие страха, человек может своей волей воспрепятствовать действию Святого Духа, и тогда, конечно же, говорить об исповедании Христа станет невозможно.

Именно сознательное закрытие своего ума и сердца от воздействия Святого Духа и есть тот самый страшный и непростительный грех, ведь одним из самых важных его практических следствий является потеря чувствительности человека к греху как таковому, такой человек становится попросту не способен покаяться, ведь он не чувствует за собой какого бы то ни было греха.

Я хочу пожелать всем нам, чтобы с нами не случилось такой трагедии, чтобы молитвами святых мучеников Флора и Лавра, предстательством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых наши сердца были всегда открыты слову Божию и Его действиям, чтобы мы, несмотря ни на что, всегда были готовы живым и действенным образом воспринимать веяние Духа Святого в наших сердцах!

Похожие публикации