В день памяти мученика Александра епископ Феоктист совершил Литургию в Покровском храме

23 июня 2021 года, в день памяти мученика Александра Римского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Покровском храме города Переславля.

За многолетнее служение и самоотдачу на ниве здравоохранения, ко дню медицинского работника и празднику Святой Троицы владыка вручил благодарственные письма врачам Переславской центральной районной больницы: врачу-гериатру Галине Николаевне Чикуровой, врачу-физиотерапевту, заведующей отделением реабилитации и восстановительного лечения Елене Валентиновне Рыковой, врачу-неврологу, заведующей неврологическим отделением Ирине Александровне Макуриной.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился со словами поздравления с днём тезоименитства к настоятелю храма протоиерею Александру Передернину:

— Дорогой отец Александр, сердечно поздравляю вас с днём памяти вашего святого — мученика воина Александра!

Прежде чем что-либо вам пожелать я хотел бы несколько слов сказать о сегодняшнем рядовом евангельском чтении. В нём говориться, что, если наша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, мы не сможем достигнуть Небесного Царствия. Дальше Господь раскрывает эту мысль на примере исполнения конкретных заповедей. Из этих примеров видно, что христианам недостаточно воздерживаться от совершения каких-либо грехов, от христиан требуется странное и, как кажется, абсолютно невозможное: не желать совершения греха. С одной стороны, это может показаться крайне несправедливым по отношению к человеку. С другой же, очевидно, что если так говорит Сам Бог, если Он излагает такое требование, то в этом есть ответ на одну из загадок природы души человека.

Древнегреческий философ Платон, хотя и жил до Боговоплощения, но, тем не менее, предложил довольно любопытный и, как кажется, справедливый комментарий на требование Господа Иисуса Христа о нежелании греха, на требование недопущения греха даже в мыслях. Он сравнил душу человека с возницей, который управляет двойкой лошадей. Одна из этих платоновских лошадь спокойна и послушна вожжам и слову команды, другая же — дика и непослушна; одну лошадь зовут «разум», другую — «страсть». Жизнь же — постоянная борьба между порывами страстей и контролем разума, постоянное управление этими двумя лошадьми. Но каким бы мастером в управлении этой двойкой лошадей — разумом и страстями — не стал человек, страсти всегда будут тянуть его в пропасть. И при малейшей ошибке они туда не только низринутся сами, но и увлекут всю колесницу, то есть всего человека, вместе с его разумом и телом.

Можно сколь угодно много говорить о необходимости самоконтроля, умения управлять собой, но ничего из этого не даст гарантии пока в упряжке есть дикая лошадь — человеческие страсти. Следовательно, путь к безопасности лежит через «перевоспитание» этой лошади. Не через замену её на добрую, послушную и разумную, не через удаление её из упряжки, а через изменение её нрава.

Именно об этом и говорит в нынешнем евангельском чтении Христос Спаситель, об изменении вектора направленности страстных сил человеческой души. Пока порывы страстей сдерживаются уздой самоконтроля и благоразумия — это праведность, равная праведности книжников и фарисеев, и этой праведности недостаточно для входа в Царство Небесное. Христос Спаситель призывает своих учеников последовать за Ним, последовать за Ним в Таинствах Церкви и в исполнении заповедей. И тогда Он, мало-помалу, Своей силою и властью перевоспитает нашу дикую «лошадь» — разрушающие душу страстные движения, и введёт нас в обетованное Им Царство.

Дорогой отец Александр, я хотел бы пожелать, чтобы у вас всегда хватало сил обуздывать страстную силу вашей души, ту самую дикую «лошадь» про которую говорил Платон. Чтобы она всегда была у вас добра, послушна и улыбчива, чтобы она слушалась вас во всём и не пыталась вас погубить. Пусть Господь, молитвами мученика Александра воина поможет это осуществить!

Спаси всех Господь!