В день памяти мученика Александра епископ Феоктист совершил Литургию в Покровском храме

свящ. Михаил Васильковский
Фото

23 июня 2023 года, в день памяти мученика Александра, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Переславля.

Во внимание к трудам по организации торжеств, посвящённых 600-летию явления Годеновского Креста, медали Переславской епархии прп. Иринарха Затворника были удостоены:

  • священник Сергий Базанов, клирик Феодоровского собора г. Ярославля;
  • священник Димитрий Пчелкин, клирик Успенского кафедрального собора г. Ярославля.

По окончании богослужения владыка обратился к настоятелю храма протоиерею Александру Передернину с поздравительным словом:

— Дорогой отец Александр, сердечно поздравляю вас с днем памяти вашего святого, имя которого вы носите, — с днём памяти святого мученика Александра и пострадавшей вместе с ним мученицы Антонины!

Сегодня в рядовом чтении из Послания апостола Павла к Римлянам прозвучали довольно непростые слова: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16). И, действительно, на примере святых мучеников, память которых мы сегодня совершаем, мы видим, что апостол был совершенно прав: если бы не было поддержки от Христа, то вряд ли бы они смогли столь мужественно предстать перед своими гонителями и обрести вечную славу у Бога.

Но если помилование зависит исключительно от Бога, то какова роль человека? Означает ли апостольская мысль, что можно совершенно расслабиться и погрузиться в фатализм? Если бы было можно, то зачем Евангелие и вообще всё? При буквальном и плоском воззрении на апостольские слова Евангелие и нравственная жизнь становятся совершенно излишними, а потому Христова проповедь самим фактом своего существования восстает против пассивной бездеятельности в отношении спасения. Здесь речь идёт о соработничестве. О том, что богословие называет синергией, совместным усилием Бога и человека. Слова апостола Павла утверждают крайне важную истину: в деле спасения не всё зависит от человека. Не всё же зависит и от Бога.

Древнехристианский толкователь Ориген, размышляя над этой апостольской фразой, упоминает фрагмент из псалма Давида — «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1). Далее Ориген комментирует псалом и вместе с этим мысль апостола: «Этим он показывает не то, что строитель дома ничего не делает и предается праздности, и тогда Господь воздвигает дом. Он показывает, что человек прилагает, сколько есть в нём заботы и труда, но во власти Божией находится, чтобы, миновав все препятствия, труд обрёл завершение. Итак, поскольку этим внушается, что человек прилагает труд и заботу, а Бог сообщает работе успех и завершение, то благочестиво и благоговейно для человека завершение своего собственного труда относить скорее к Богу, чем к себе».

Это, как кажется, довольно простые и очевидные истины. В отношении строительства они не вызывают никаких вопросов. Мы прекрасно знаем из собственной недавней истории: самое крепкое здание не способно устоять без воли Божией: и множество разрушенных прекрасных храмов тому свидетели. Но каким-то непостижимым образом очевидность необходимости собственного труда и одновременно с этим всецелого упования на Бога начинает ускользать тогда, когда дело касается души человека, здесь мы, почему-то, бываем склонны к крайностям.

Дорогой отец Александр, в день ваших именин, я хочу вам пожелать, чтобы вы сумели в своей жизни найти должный баланс между вашими делами, направленными ко спасению, и упованием на Бога. Молюсь, чтобы вера ваша была живой, крепкой и действенной, и, чтобы ваши дела во всём и всегда соответствовали вашей вере!

Похожие публикации