7 мая 2023 года, в Неделю 4‑ю по Пасхе, о расслабленном, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Покровском храме города Переславля.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Христос воскресе!
Дорогие друзья, сегодня Церковь предлагает нам поразмышлять о чуде исцеления Господом Иисусом Христом парализованного человека у иерусалимской купальни Вифезда. Если вдуматься, то это очень странная история. Странность её начинается с самого евангельского описания этой купальни: в этом описании мы слышим о схождении ангела Господня, который «по временам сходил в купальню и возмущал воду» (Ин. 5, 4).
Дело в том, что это единственное евангельское упоминание ангелов в качестве действующих лиц на всём протяжении общественного служения Господа Иисуса Христа. Да, ангелы встречаются в рассказе о Благовещении и о Рождестве Христовом, но потом они исчезают и появляются только в финале — в рассказе о Христовых Страданиях и о Воскресении. Но возмущающий воду ангел — это не единственная странность нынешнего евангельского рассказа. Странно и то, что Христос не стал спрашивать паралитика о его вере, и странно, что сам паралитик не просил Спасителя об исцелении. Ну и, конечно же, странно то, что исцелённый человек тут же указал иудеям на Христа, как на Того, Кто его исцелил, и это, казалось бы благое дело послужило причиной очередной вспышки злобы в сторону Спасителя: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5, 16).
Все эти евангельские странности можно трактовать самыми разными способами.
Мне думается, что, среди прочего, эта история очень хорошо описывает взаимоотношения многих наших современников со Христом.
Вот, что я имею в виду. К вере во Христа можно прийти разными путями. Для кого-то этот путь очень сложный и крайне болезненный, он проходит через страдания и лишения, через горе и болезни. Для кого-то это путь длительного интеллектуального поиска и молитв о том, чтобы Господь даровал веру. Ну а кто-то получает веру без каких-либо усилий. Таким людям вера подаётся совершенно внезапно, точно также, как было даровано исцеление евангельскому паралитику. Такой человек просто жил, ни к чему духовному не стремился, у него не было головокружительный падений, не было ужасных страданий, не было никакого поиска. Как мы знаем, таких людей довольно много. Не скрою, что я и сам из таких. Для меня вера — это не результат поиска, это то, что случилось со мной без моего участия. Я просто жил, в моём окружении не было тех, кто мог бы мне рассказать о Христе и привести в Церковь, точно также, как в окружении евангельского паралитика не было тех, кто мог бы его первым окунуть в купель. Вера и Церковь случились в моей жизни внезапно. Внезапно Христос вошёл и в жизнь больного человека у иерусалимской купели.
Можно было бы порадоваться и за этого человека, и за тех, кто встретил Христа таким же простым путём. Но радоваться стоит очень осмотрительно: история бывшего паралитика — это очень наглядный пример того, что такой случайным и неожиданным даром человек может распорядиться не совсем осмотрительно, и нечаянно послужить причиной негативного отношения к Богу.
Сегодняшний евангельский отрывок — своего рода предостережение тем, кто подобно мне, получил веру, если можно так выразиться, авансом. Эта евангельская история должна заставить нас насторожиться и стать предельно внимательными к словам Христа, а по отношению к своей вере — аккуратными и бережливыми.