4 декабря 2024 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Введенском храме Феодоровского женского монастыря.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), протоиерей Александр Кузин, игумен Александр (Широких), протоиерей Александр Алексеев, священник Николай Давыдов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Георгий Миняев.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Даниила, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю всех вас с Введением во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Пожалуй, самая важная мысль сегодняшнего церковного торжества состоит в том, что Божия Матерь, будучи, как о том сказано в одном из песнопений утрени, Божиим храмом от рождения, войдя в Иерусалимский храм, даровала ему ту благодать, которой он ранее не обладал. Богослужение говорит об этом довольно непростым для понимания языком, и как будто бы противоречит самому себе. С одной стороны, Пресвятая от рождения одушевлённый храм, с другой — Её Вход и дальнейшее пребывание в Иерусалимском храме было необходимо, чтобы стать уготованной в качестве жилища для пришествия Христова.
Но, конечно, мы с вами прекрасно понимаем, что это мнимое противоречие, а понимаем мы это благодаря апостолу Павлу, который в своих посланиях неоднократно упоминал, что христиане — храмы Духа Святого, однако мы таковы лишь в том случае, если мы связаны с Церковью участием в таинствах, в отрыве же от Церкви мы становимся совершенно обычными людьми, точно такими же, как и те, кто и вовсе не верит во Христа, с той лишь разницей, что вера способна нам помочь вернуться к прежнему состоянию.
Здесь стоит вспомнить ещё и о том, что никакое церковное таинство невозможно без людей, скажем, если бы сегодня никто не пришёл в этот храм, то не было бы никакого праздника, не было бы и Литургии. Получается, что мы с вами, с одной стороны, обретаем в храме освящение, с другой — сами, будучи носителями Духа Святого, освящаем храм.
Все эти размышления можно перенести и на пребывание Богоотроковицы в Иерусалимском храме: Ей нужен был храм ровно в той же степени, в которой Она нужна была храму. Мы с вами знаем, что эта логика распространяется и на дело нашего спасения: мы не можем спасти себя ровно в той же степени, в которой Бог не может спасти нас без нашего участия.
Да, эта мысль прекрасно известна всем христианам, мы способны её озвучить в любое время дня и ночи. Однако давайте всё же попытаемся вдуматься в неё в контексте нынешнего торжества, а для этого повторю ещё раз то, о чём сказал ранее: Та, Которой было уготовано стать Матерью Воплощённого Бога, приходит в храм ради того, чтобы и принести храму освящение, и, чтобы Самой взойти на необходимую для дальнейшего подвига духовную ступень.
Мне кажется, что Её пример может быть очень для нас полезен в те периоды жизни, когда исчезает всякое желание посещать богослужение, когда начинает казаться, что мы полностью исчерпали всё то, что может дать нам храм. Это величайшая иллюзия, ведь если Самой Пречистой Деве нужен был Иерусалимский храм, то тем более любому христианину жизненно необходим тот храм, в котором приносится Бескровная Жертва. А ещё нам важно помнить, что Божия Матерь способна помочь нам преодолеть отдаляющие нас от храма искушения, и дай Бог, чтобы мы не забывали об этом тогда, когда по каким-то причинам перестаём видеть смысл в обязательных для любого христианина действиях.