В Неделю 22-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

24 ноября 2024 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в Николо-Сольбинском женском монастыре отметили 25-летие возрождения обители.

Служение праздничной Литургии в Успенском храме обители возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Его Преосвященству сослужили: епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой владыка Феодосий, дорогая матушка Еротиида, отцы, братья и сестры!

За без малого две тысячи лет с момента своего появления Евангелие стало привычной частью нашей культуры, а изменившаяся за это время жизнь не даёт нам возможности понять всю вызывающую остроту Христовых слов. Однако именно такими — вызывающими и разрушающими многовековые устои — были слова Спасителя. Сегодня во время Литургии мы услышали отрывок из 10-й главы Евангелия от Луки, который содержал прекрасно известную любому христианину притчу о добром самарянине.

Мы с вами прекрасно знаем, что существуют те люди, о которых не принято говорить что-либо доброе, о них можно или молчать, или же обсуждать их несовершенство, их грехи и их неправды.

Были такие люди и во времена земного служения Христа. Этих людей называли самарянами, и отношение к ним у иудеев было настолько негативным, что подобрать аналогию в современном мире довольно непросто, и вряд ли вообще возможно. Можно долго говорить о том, почему так получилось, но в этом разговоре нет особого смысла, для нас в контексте прозвучавшего сегодня евангельского отрывка важно, что именно самарянина Спаситель ввёл в качестве единственного безусловно положительного героя Своей притчи. Он мог её смягчить, скажем, упомянуть не самарянина, а простого пастуха, который значительно хуже ориентируется в постановлениях закона, чем оставившие без помощи пострадавшего человека священник и левит. Господь мог произнести притчу так, чтобы никого не задеть. Однако Он поступил иначе, и на то были свои причины.

Господь не произнёс ни одной причти, которая «била» бы лишь в одну цель. Каждая Его притча касается одновременно целого спектра вопросов, ну а возмутительная, с точки зрения Его современников, подача — это приём, который позволяет глубже затронуть слушателей, так, чтобы они ни при каких условиях не забыли о том, что, во-первых, ближний — это тот, кто делает доброе, а во-вторых, что в трудную минуту ближним может оказаться и тот, кого мы привыкли считать не только чужаком, но и врагом. Впрочем, значительно важнее другое: мы сами, будучи Христовыми учениками, не вправе отказывать в помощи кому бы то ни было, ни своим — родным, понятным и приятным, ни чужим — непонятным и, как кажется, опасным. Если получится так поступать, то мы станем учениками Спасителя не только по имени, но и по сути.

Однако есть одна существенная проблема. Господь, указав на самарянина как на единственного положительного героя своей притчи, и вызвав тем самым возмущение у слушателей, указал и на то, что бескорыстная помощь точно также будет вызывать возмущение у тех, кто не хочет кому-либо помогать. А это означает, что если мы избираем путь Христов — путь милосердия — то обязательно найдутся те, кого это возмутит, кто станет с нами бороться.

Дорогая матушка Еротиида, сегодня мы празднуем 25-летие возрождения Николо-Сольбинского монастыря, которое связано с вашим именем. Вы, по милости Божией, стали тем человеком, через которого действовал и действует Бог на этом месте. Но возрождение храмов и стен монастыря с устроением монашеской жизни — это лишь одна часть ваших трудов. Другая, значительно более важная, состоит в том служении милосердия, которое вы несёте. Да, оно вызывает у некоторых людей неприятие, у некоторых — сопротивление, у кого-то — ненависть. Это печально. Это больно. Но так должно быть. Молюсь, дорогая матушка, чтобы у вас хватило духовных и физических сил всё это преодолеть, и не изменить евангельскому слову Господа нашего Иисуса Христа, остаться верной ученицей Спасителя, и привести ко Господу всех тех людей, которых вверил вашему попечению Сердцеведец Бог!

Похожие публикации