22 ноября 2024 года, в день памяти преподобной Евстолии Константинопольской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей епархии игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство Переславской, Ярославской и Скопинской епархий.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Прежде, чем поздравить матушку Евстолию и сказать ей добрые слова по случаю её тезоименитства, я хотел бы обратить ваше внимание на прозвучавшее сегодня во время Литургии евангельское чтение, которое начиналось с упоминания очень необычного факта: «В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя» (Лк. 13, 31). То есть эти люди пришли ко Христу не с привычными нам из Евангелия обличениями или с желанием в чём-то подловить Спасителя, а с искренним и добрым предупреждением о грозящей Христу смертельной опасности.
Очевидно, что никакой враждебно настроенный человек не станет так делать, следовательно, эти люди относились ко Христу с симпатией, и очень немаловажно, что пришёл не кто-то один, а целая группа. Значит, симпатизирующих Спасителю фарисеев было немало.
Об этом стоит помнить, когда мы начинаем полагать, что само слово «фарисей» обозначает каких-то бессердечных негодяев, априори враждебных Христу, нет, фарисеи были самими разными людьми, апостол Павел тоже был фарисеем, и он не стыдился об этом говорить, в частности, о его исповедании себя фарисеем мы можем прочитать в книге Деяний святых апостолов, которая зафиксировала такие слова апостола Павла: «Мужи братия! Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят» (Деян. 23, 6). Поэтому в высшей степени некорректно говорить о фарисеях как исключительно о тех, кто противостоял Христу. А уж если быть предельно точными, то вообще ни о какой группе людей нельзя говорить таким образом, ведь итог земной проповеди Христа — Его Распятие — это не вина отдельных людей, это квинтэссенция человеческой греховности как таковой.
Вот и Сам Христос, вслед за ответом сочувствовавшим Ему фарисеям, сказал очень важные слова об Иерусалиме как месте гибели пророков: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» (Лк. 13, 34).
Спаситель здесь не указал на отдельных людей или же на какую-то группу, Он указал на Иерусалим, но, конечно же, сам по себе город не может убить, убивают люди, и в данном случае упоминание Иерусалима как раз и указывает на общечеловеческую поражённость грехом как основную и единственную причину насильственной смерти Воплощённого Бога. Тем людям, которые оказались непосредственным образом вовлечены в вынесение приговора Христу и в Его казнь, можно лишь посочувствовать, потому как через них проявило себя человеческое зло, то самое зло, о котором мы можем прочитать в самой первой книге Священного Писания, в книге Бытия: «И сказал Господь [Бог] в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8, 21).
Но изменился ли человек после Христова Воскресения? Стали ли мы менее удобоприклонны ко злу? С одной стороны, опыт нашей жизни показывает, что преступления и жестокость не прекратились, более того, они приобрели новые масштабы и крайне изощренные формы. А с другой — у нас есть свобода выбора, мы имеем возможность быть со Христом в своих молитвах, мы можем причащаться Его Пречистых Тела и Крови, можем стремиться к Нему, и при содействии Духа Святого восходить к состоянию нового человека, который удалён от зла и сопричастен Христу. У каждого человека есть эта возможность, и дай нам всем Бог стремление ей воспользоваться.
Дорогая матушка, отрадно видеть и свидетельствовать, что вы пользуетесь дарованной Христом возможностью, и восходите от порабощения плотью к духовной свободе. Отрадно видеть и то, что вы никакого человека не считаете чуждым Христу, и в каждом приходящем в монастырь, умеете видеть образ Божий.
Многая вам и благая лета, дорогая матушка Евстолия!