19 октября 2024 года, в канун Недели 17-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Страх — это совершенно естественная человеческая эмоция. Из Евангелия мы знаем, что апостолы Христовы не были людьми, не знакомыми со страхом, и даже находясь рядом со Спасителем они иной раз боялись, к примеру, им было страшно во время бури тогда, когда Господь спал в одной с ними лодке. Боялись они и людей, здесь можно вспомнить последние часы земной жизни Христа и реакцию апостолов на взятия Спасителя под стражу. Господь связывал страх с маловерием, именно так Он сказал апостолам во время бури: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8, 26). О вере как пути преодоления страха мы можем прочитать и в 12-й главе Евангелия от Луки, в которой есть такие слова: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12, 4–5).
Одно из существенных отличий Нового Завета от Ветхого состоит в том, что Новый Завет ничего не говорит о благополучии человека в земной жизни. Более того, в Евангелии от Луки мы можем найти слова, которые заставляют глубоко задуматься ищущего земного комфорта человека: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). С одной стороны, Христос исцелял, кормил и воскрешал людей, с другой — Он призывал не сосредотачивать своё внимание на земном, и всем естеством устремляться в Царство Небесное.
Ветхий Завет, как мы помним, устроен иначе: книги Моисея почти ничего не говорят о жизни будущего века, зато они дают исчерпывающие инструкции для жизни земной так, будто бы и вовсе нет никакой жизни после смерти тела. Конечно же, любой христианин понимает, чем вызвано столь очевидное отличие двух Заветов: Ветхий Завет должен был научить человека чтить Бога и не забывать о Нём, и проще всего это сделать через благополучное устроение земной жизни чтущего Бога человека. Здесь всё довольно просто: исполняешь заповеди — Бог устраивает земную жизнь.
Христос Свою проповедь адресовал в первую очередь тем людям, которые за века привыкли к логике Ветхого Завета, которые научились чтить Бога и исполнять Его заповеди. Спаситель предлагает этим людям перейти на следующую ступень и сделать веру в Бога и доверие к Нему не связанными ни с чем земным, даже с самой физической жизнью. Господь в Евангелии неоднократно использовал то обращение, которое мы не встретим на страницах Ветхого Завета, Он называл Своих слушателей друзьями. Не детьми, не рабами, не народом, а именно друзьями, теми, с кем можно говорить искренне и без использования метафор, кто готов понимать и принимать истину. Истина же такова: Бог всегда рядом с человеком, и изменить это может лишь сам человек, сознательно вычеркнув Бога из своей жизни, если же мы стремимся к исполнению заповедей, то нам абсолютно нечего бояться, Бог нас не оставит, и Он сохранит наши души в вечности.