В Неделю 14-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Сорокосвятском храме города Переславля

свящ. Михаил Васильковский
Фото

29 сентября 2024 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Сорока Севастийских мучеников города Переславля.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, настоятель храма протоиерей Иоанн Герасимов, протоиерей Владимир Пивоваров, священник Виталий Сышев, священник Василий Молоток, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения протоиерей Иоанн Герасимов, настоятель храма Сорока мучеников г. Переславля-Залесского, был удостоен Ордена прп. Серафима Саровского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Все две тысячи лет своего существования Церковь Христова пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая гарантированно открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время Литургии мы вновь услышали эту мысль в отрывке из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.

Многие мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако прозвучавшие во время Литургии слова понять просто: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.

Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил во 2-й главе своего Послания к Галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.

Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.

Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к Римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3, 20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен для того, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.

Дай Бог, чтобы это осознание нас не покидало!

Похожие публикации