14 сентября 2024 года, в день памяти преподобного Симеона Столпника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Симеоновском храме города Переславля.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма священник Виталий Сышев, протоиерей Михаил Лазарев, игумен Пантелеимон (Королёв), иеромонах Тихон (Батурин), священник Михаил Васильковский, священник Кирилл Филатов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
По окончании Литургии была совершена лития по почившему настоятелю Симеоновского храма протоиерею Александру Кривоногову.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Виталий, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Симеона Столпника и с церковным новолетием!
Несколько дней назад я давал одно небольшое интервью и в ходе беседы коснулись одной, как мне кажется, очень важной темы: мы немного поговорили о древних святых и о том, возможно ли их опыт применять в современной нам жизни. Вообще, мне этот вопрос кажется крайне интересным, потому что Церковь почитает множество святых первых веков христианства, об этих людях мы знаем совсем немного, а те сведения, которые у нас есть, имеют зачастую либо легендарный, либо отрывочный характер, и бывает довольно непросто понять, чему же именно мы могли бы научиться у того или иного святого, что мы могли бы перенять и начать использовать в своей повседневной жизни.
Один из таких загадочных древних святых — преподобный Симеон Столпник, память которого мы сегодня совершаем, и в честь которого освящён этот храм. Из жития преподобного Симеона и из самого его прозвища — Столпник — мы знаем, что он взял на себя крайне необычный аскетический подвиг столпничества. Его житие свидетельствует, что на столпе не было места не только лечь, но и сесть, что он стоял там сутками, он претерпевал непогоду, почти ничего не ел и не пил, что он через какое-то время сподобился удивительных даров от Бога, он мог исцелять больных, изгонять бесов, к нему отовсюду приходили за наставлениями, его слушали византийские императоры, и жил он очень долго, больше ста лет.
Читая житие преподобного Симеона, мы можем лишь изумляться как крепости его веры, так и поразительной крепости его тела. Мы все прекрасно понимаем, что ни у кого из нас нет ни такой веры, ни такой физической выносливости. Но если бы даже они у нас были, то как можно представить повторение подвига преподобного Симеона? А если нельзя повторить его подвиг, то какой вообще смысл в его житии? Какие практические уроки можно извлечь из чтения описания подвигов святого Симеона? Если же невозможно ничему научиться, то, может, нам и в самом деле не стоит лишний раз вспоминать о древних святых?
Размышляя об этих вопросах, я пришёл к выводам, которые, возможно, не вполне совершенны и в чём-то ошибочны, но тем не менее я считаю возможным поделиться ими с вами.
Мне кажется, что нам стоит различать в нашей христианской жизни то, что дано нам для размышлений и вдохновения, и то, что несёт в себе практические рекомендации. Даже в Евангелии мы можем найти и первое, и второе. К примеру, слова Христовы о борьбе с соблазнами через радикальную борьбу с телом Церковь всегда воспринимала не как то, что нужно понимать буквально, а как указание на предельно серьёзное отношение к исполнению евангельских слов Спасителя. Вместе с этим многие другие Христовы слова являются прямым руководством к действию: к примеру, все Его призывы к деятельному милосердию.
Подобным образом стоит относиться и к житиям святых, более того, относиться так стоит и к самим святым, выбирая для подражания тех из них, чья жизнь в наибольшей степени соответствует нашей. Так, монахи должны обращать особое внимание на жития преподобных, архиереи — на жития святителей, замужние женщины — на жития святых жён, и так далее. К счастью, у нас такое обилие святых, что всегда можно найти среди них тех, кем мы будем вдохновляться, и тех, чьей жизни мы можем подражать, используя их практический опыт в своей повседневности.
Если же говорить о чествуемом ныне преподобном Симеоне Столпнике, то меня особенным образом поражает крепость его веры, а потому и молитвенно взывать к нему хочется именно ради того, чтобы он помог нам утвердиться в вере, помог без всяких сомнений поступать по вере во всех наших жизненных ситуациях. Дай Бог, чтобы он услышал наши молитвы и откликнулся на них!