В день празднования положения честного пояса Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском монастыре

13 сентября 2024 года, в день празднования положения честного пояса Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), протоиерей Андрей Уфимцев, священник Андрей Скобиола, протодиакон Захария Лунгу, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Павел Гайдаров.

За богослужением владыка совершил священническую хиротонию диакона Павла Гайдарова, хиротесию во чтеца и иподиакона и диаконскую хиротонию Василия Попы.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии игумения Еротиида (Гажу) была удостоена медали прп. Даниила Переславского III степени.

Губернатором Ярославской области Михаилом Яковлевичем Евраевым игумения Еротиида была удостоена медали «За труды во благо земли Ярославской» II степени. Награду вручил министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области Дмитрий Андреевич Фомин.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Еротиида, отцы, братья и сёстры!

В этом году мы с вами празднуем несколько юбилейных дат нашего Николо-Сольбинского монастыря: 30 лет со дня передачи монастыря Церкви, 25 лет начала возрождения монашеской жизни в обители, и сегодня исполняется 21 год со дня возведения матушки Еротииды в сан игумении. Дорогая матушка, дорогие сёстры, я вас всех сердечно поздравляю с этими датами!

Мне кажется, что прозвучавший сегодня во время Литургии отрывок из 1-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам как нельзя лучше описывает то, что мы можем видеть в Николо-Сольбинском монастыре, я напомню, что в этом отрывке апостол Павел упомянул, что Бог действует отнюдь не так, как мог бы предполагать человек, и для посрамления мудрецов «немощное мира избрал Бог» (см. 1 Кор. 1, 27).

Конечно, в списке тех людей, которых Церковь почитает как святых, есть самые разные личности. В их жизни, в их происхождении, в воспитании, во времени и обстоятельствах жизни очень мало общего. Любопытно и показательно то, что среди них есть как те, кто был образованным интеллектуалом, таким как апостол Павел или же великие учителя Церкви — святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, так и совсем простые люди, ярчайший пример великого простеца — преподобный Сергий Радонежский. Назвать его интеллектуалом невозможно даже с большой натяжкой. Но это не отменяет его святости и его наследия, которое сопоставимо с наследием ранее перечисленных святителей.

Примеры святых — убедительное доказательство слов апостола Павла: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27). А сделал это Бог для того, «чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 29). Увы, но таково наше общее свойство: всё, что мы имеем, мы склонны приписывать самим себе, а не Богу. Для ограничения наших фантазий о самих себе Бог действует совершенно определённым образом: Он избирает тех, кто слаб, тех, кто в глазах современников ничего не значит и через этих людей являет Себя миру. Если же мы видим среди святых людей иного склада, то это означает лишь их крайнюю духовную нищету, значит, они несмотря на все свои природные дарования не потеряли умения видеть Их источник, то есть Бога.

Любой человек склонен к гордыне, эта наша общая болезнь, которая идет еще от Адама и Евы. Собственно, эта болезнь и привела к грехопадению и к тому, что их потомки вынуждены скитаться в поисках утраченного рая. Обрести рай, вернуться в него, можно только при условии победы над своей гордыней. Бог со Своей стороны делает всё возможное для того, чтобы эта победа состоялась. В том числе и совершает великие дела через самых незначительных людей, показывая тем самым истинную ценность всех наших собственных свершений.

Святитель Иоанн Златоуст определил причину любого возможного греха в следующих словах: «Грех происходит оттого, что люди хотят быть мудрее законов Божиих и не хотят учиться так, как Он заповедал; потому они ничему и не научаются». Конечно же, великий святитель прав, и эту свою мысль он продолжил так: «Бог сказал Адаму: это делай, а этого не делай; но он, думая найти что-то большее, не послушался — и потерял то, что имел. Потом Он сказал: не останавливайтесь на творении, но чрез него познавайте Творца; а люди, как бы найдя что-то более мудрое сравнительно с сказанным, построили себе бесчисленные лабиринты; потому и сами потерялись, и друг с другом вошли в столкновения, ни Бога не нашли, ни о творении не узнали ничего ясного, и не составили о нём надлежащего и верного понятия. После этого, желая решительно уничтожить их высокомерие, Он призвал прежде всего людей простых, и тем показал, что все имеют нужду к премудрости свыше. Не только в отношении к познанию, но и во всех других отношениях люди и все прочие твари имеют великую в Нём нужду».

Мы видим, что и среди нас, как и среди древних коринфян, к которым обращался апостол Павел, почти нет людей знатных, людей могущественных, мало среди нас и людей с яркими талантами, но тем не менее на наших глазах происходит возрождение монастырей, устраивается монашеская жизнь, и это — конечно же — действие Божие, а мы — лишь проводники, иногда хорошие, иногда не очень.

Дорогая матушка Еротиида, у вас совершенно замечательно получается быть проводником силы Божией, и я молюсь, чтобы так было до вашего последнего вздоха, молюсь, чтобы Господь не оставил вас Своей благодатью, и это, конечно, не произойдёт, если вы не допустите войти в свою душу гордыне. Верю, что эта страсть вас не коснётся и вы в своё время войдёте в Христово Царство вечной славы!

Похожие публикации