В канун Недели 11-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

7 сентября 2024 года, в канун Недели 11-й по Пятидесятнице и дня празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём и днём празднования в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы!

Сегодня, когда мы чествуем Божию Матерь в честь Её Владимирского образа, мне хочется немного поразмышлять об иконах иного рода, а именно — о житиях святых, жития — это особый жанр литературы, который очень напоминает собой иконопись, задача и житий, и икон состоит в том, чтобы отобразить не физическую, а духовную реальность. Нам стоит об этом помнить всякий раз, когда мы читаем житийные рассказы о святых, в этих рассказах мы не найдём тех подробностей жизни прославленных Богом людей, которые, отражая историческую реальность, никак не влияют на факт святости того или иного подвижника.

Поэтому иной раз мы, сталкиваясь с документами о жизни того или иного святого, пребываем в недоумении: документы ясно свидетельствуют, что человек не был идеальным, но тем не менее Церковь прославляет его как святого. Почему? Нет ли здесь ошибки?

Для ответа на эти вопросы нам стоит вспомнить, что и Христовы апостолы не всегда были идеальными, иногда они совершали странные и непонятные поступки. Об одном из таких апостольских поступков мы можем прочитать во 2-й главе Послания апостола Павла к Галатам, в котором есть такие слова: «Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием» (Гал. 2, 11–13).

Мы видим, что здесь речь идёт об очень странном и соблазнительном поведении апостола Петра: апостол Павел свидетельствует, что апостол Пётр в Антиохии вёл себя весьма свободно, он общался и ел с язычниками, когда же в Антиохию пришли христиане из числа иудеев, то Пётр начал сторониться язычников. С точки зрения апостола Павла поведение апостола Петра — это лицемерие. Возможно, Павел прав. Возможно также, что он ошибался. К сожалению, у нас нет документов, которые сохранили бы мнение апостола Петра по этому вопросу. Впрочем, Церковь Христова уже много столетий пытается найти объяснение этому отрывку Послания к Галатам, выдвигаются самые разные предположения, которые могли бы объяснить поведение апостола Петра в благочестивом ключе. Однако, когда мы читаем такие объяснения, нам стоит помнить, что если прав Пётр, то Павел повинен в клевете. Иными словами, один из двух первоверховных апостолов предстаёт здесь не в лучшем свете.

Но стоит ли смущаться от этого факта?

Стоит, если мы видим в апостолах богов «в образе человеческом» подобно тому, как видели апостолов Павла и Варнаву язычники в Ликаонском городе Листры (см. Деян. 14).

Во всех же прочих случаях к этому свидетельству Послания к Галатам можно отнестись совершенно спокойно: да, Пётр, по какой-то ему одному ведомой причине поступил так, как он поступил, и да, Павел мог неправильно понять действия Петра; возможно также, что Павел понял всё правильно, а Пётр проявил малодушие. Но, как бы то ни было, разве есть те люди, которые в любую секунду своей жизни и в любой ситуации сохраняют безупречность? Разве есть те, кто не имеет греха?

Эта история учит нас одной очень простой, можно сказать, базовой истине: ошибиться может любой человек, но это вовсе не означает, что ошибившийся окажется вне Христова Царства, ведь в конечном итоге и апостол Пётр, и апостол Павел отдали свои жизни за Христа, они окончили свой земной жизненный путь мученической смертью, и если мы думаем, что они в чём-то были неправы, то сперва нам стоит убедиться в крепости своей веры, и спросить самих себя о том, готовы ли мы хотя бы отчасти повторить путь святых апостолов Христовых. Нечто подобное можно сказать и про всех других святых. Более того, нечто подобное можно сказать и про нас самих, ведь тот факт, что у нас есть грехи, вовсе не означает, что мы не сможем их, по милости Божией, преодолеть и обрести спасение во Христе Иисусе Господе нашем.

Похожие публикации