1 августа 2024 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), протоиерей Александр Кузин, игумен Александр (Широких), протоиерей Андрей Уфимцев, протоиерей Александр Алексеев, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Игорь Юрков.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Даниила, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём празднования обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца!
В нашей Церкви есть два наиболее почитаемых и всем известных преподобных — это Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И преподобный Сергий, и преподобный Серафим жили в не самое благоприятное время, и если жизнь преподобного Сергия протекала в беспокойную эпоху в первую очередь с точки зрения внешнего положения нашей страны, то преподобный Серафим жил тогда, когда государство было крепким, но Церковь при этом была полностью лишена какой бы то ни было самостоятельности, она стала одним из государственных ведомств.
С одной стороны, в таком положении дел были свои плюсы: Церковь, находясь в таком статусе, не испытывала каких бы то ни было особых сложностей, всё было довольно предсказуемо, как это бывает в жизни любой другой крупной государственной структуры. С другой же стороны, статус государственного ведомства лишал Церковь не только внешней, но и, что наиболее важно, внутренней свободы: государство регламентировало абсолютно всё — от внешнего вида духовенства и существования монастырей до содержания проповедей.
Из множества документов той эпохи мы знаем, что Церковь, осуществляя миссию в отношении иных народов нашей страны, совершенно пренебрегала русским народом. Более того, по отношению к титульной нации Церковь той поры представляла своего рода силовое министерство, и, скажем, за посещение не того прихода, к которому человек был приписан, можно было получить физическое наказания и поражение в правах. Конечно, отсутствие свободы сказывалось и на духовной жизни, именно поэтому так называемая синодальная эпоха дала нашей Церкви совсем не много святых. В этом нет ничего удивительного: святость никогда не живёт по установленным правилам, святость всегда бывает вопреки, ведь святость предполагает следование не голосу инструкций, а голосу Христову, и этот голос невозможно связать какими-либо руководствами. Конечно, голос Христов звучит всегда, но человеку проще откликнуться на него тогда, когда нет внешних рамок, нет репрессивного механизма, который подавляет всё живое.
Преподобный Серафим Саровский важен для истории русской святости тем, что его образ святости, сама его жизнь, — уникальны, и ещё большую уникальность они обретают, если мы вспомним об эпохе, в которую ему довелось жить.
Вообще, святые на собственном примере показали, что обрести спасение можно при любом государственном строе и в любую эпоху. А это означает, что спасение определяется не внешними факторами, а исключительно внутренним расположением человека. Эта мысль проста и банальна, но, к сожалению, мы о ней склонны забывать тогда, когда ставим свою духовную жизнь в зависимость от внешних факторов, и оправдываем свою лень и свои грехи особенностями нашей эпохи.
Дай Бог, чтобы молитвами преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, мы были избавлены от такого лукавства, и смогли обрести свой путь спасения так, как сделал это преподобный Серафим!