29 июля 2023 года, в день памяти священномученика Афиногена, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство Никольского монастыря, Переславской и Ярославской епархий.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии медалей прп. Даниила Переславского III степени были удостоены:
- Аркадий Леонидович Генсур;
- Галина Александровна Шиховцева;
- Елена Геннадьевна Казакова;
- Вадим Владиславович Казаков;
- Игорь Николаевич Медведев;
- Михаил Юрьевич Рожковец.
Архиерейских грамотам были удостоены:
- Сергей Николаевич Абрамов;
- Владимир Александрович Черезов;
- Степан Владимирович Щербань;
- Александр Николаевич Спиридонов;
- Владимир Александрович Горохов;
- Виктор Николаевич Леснов;
- Александр Дмитриевич Рябый;
- Руслан Алексеевич Крупнов;
- Сергей Алексеевич Крупнов;
- Алексей Владимирович Алёшкин;
- Вера Ивановна Яковлева;
- Тамара Александровна Исаева;
- Ирина Михайловна Рябый;
- Лариса Петровна Зубова;
- Лариса Николаевна Новоселова;
- Алла Сибагатовна Мехтиева;
- Луиза Анатольевна Рассказова;
- Светлана Николаевна Климова;
- Вера Афанасьевна Манухова;
- Марина Владимировна Житникова;
- Нина Николаевна Каско-Шпак;
- Татьяна Михайловна Великанова;
- Нина Анатольевна Левчук;
- Сергей Петрович Януш;
- Надежда Викторовна Федулова;
- Владимир Константинович Крайний.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Как, пожалуй, любой священнослужитель, я постоянно рекомендую людям как можно чаще и как можно внимательнее читать Священное Писание, особенно же Священное Писание Нового Завета. Но, к сожалению, даже если кто-то и прислушивается к моим советам, то едва ли не все из тех, кто отправляется читать Писание, через какое-то время возвращаются и сообщают о том, что им очень тяжело даётся понимание библейского текста. Причин непонимания может быть несколько. Возможно, что проблема в переводе, возможно также, что дело в древности самого текста Писания и его необычности для современного читателя, но есть и ещё одна причина, которую нельзя исключать: она кроется во внутреннем состоянии человека, именно оно может закрывать ему путь к пониманию Писания. Об этой последней проблеме Христос рассказал Своим ученикам в 13-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой прозвучал сегодня во время Литургии.
Этот евангельский отрывок делится на две приблизительно равные половины: в первой Христос говорит о причинах непонимания Его слов некоторыми людьми, после чего Он переходит к толкованию ранее произнесённой притчи о сеятеле.
Предложенное Спасителем толкование притчи вполне достаточно и не нуждается в каких-либо пояснениях, а потому больший интерес представляют Его размышления относительно того, почему не все люди способны понять то, что произносил Христос. Говоря об этом, Спаситель использовал довольно странную формулировку, которая намекает на то, что непонимающие слова Христовы люди удерживаются от понимания какой-то внешней по отношению к человеку силой: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13, 11). Звучит это так, как будто бы есть некая преграда, и человек не в силах её преодолеть, так, как будто бы речь шла об одном из талантов, к примеру, кому-то дана способность петь, а кто-то её лишён, кому-то дана статная импозантная внешность, а кому-то нет и ничего с этим сделать невозможно. Но дальнейшие слова Христа показывают, что не стоит рассматривать эту евангельскую формулировку отдельно от всей речи Спасителя, и проблема вовсе не в каком-то внешнем запрете познавать «тайны Царства Небесного», а в неспособности к их восприятию самим человеком, у этой неспособности есть свои причины, и на них указал Христос: «Огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Мф. 13, 15).
Оказывается, что понять евангельские слова мешают не только какие-то внешние факторы, но, в первую очередь, «грубость сердца», то есть такое состояние человека, при котором он полностью сосредоточен на земном и даже саму Христову проповедь склонен прочитывать в контексте получения тех или иных сугубо земных благ, которые могут и не быть материальными, но непременно будут иметь отношение к временной жизни, такими благами, закрывающими человеку понимание Евангелия, могут стать, к примеру, стремление к определённому социальному статусу, к славе, к власти и всему тому, что противно духу христианства, и если человек не найдёт в себе силы с Божией помощью преодолеть эти и подобные им стремления, если он не очистит своё сердце, то слова Священного Писания останутся для него ничего не значащими звуками.
Дорогая матушка Евстолия, сегодня мы собрались не только ради совместного совершения Литургии и причащения Святых Христовых Тайн, но и по причине празднуемого ныне вашего дня рождения, с которым я вас от всей души поздравляю! Радуюсь, что всё мной только что сказанное про непонимание Писания к вам не имеет никакого отношения, но вместе с тем молюсь о том, чтобы в этом смысле ничего не менялось все те годы, которые отпущены вам Богом, надеюсь также, что отпущено вам немало, и что вы сможете каждую секунду вашей жизни потратить так, как и подобает христианину, так, как вы их тратите сейчас — на служение Господу нашему Иисусу Христу и Его Церкви! Многая вам и благая лета, дорогая наша матушка Евстолия!