6 июля 2024 года, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, всех святых, в земле Русской просиявших, и дня празднования Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в храме Преображения Господня села Нагорье Переславского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Плещеевского округа и настоятель храма священник Илия Лунгу, иеромонах Илия (Кропанов), священник Иоанн Чигинов, диакон Владимир Принёв.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии архиерейских грамот были удостоены:
- Александр Юрьевич Ерофеев;
- Екатерина Владимировна Винокурова;
- Альберт Габдельнурович Гайфутдинов;
- Валентин Федорович Малютин;
- Надежда Николаевна Воробьева;
- Игорь Петрович Юклянюк;
- Денис Павлович Давыдов;
- Александр Геннадьевич Гузанов;
- Анатолий Валерьевич Силаков;
- Евгений Николаевич Корнев;
- Ольга Михайловна Литвинчук;
- Анастасия Игоревна Ларионова.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём, с Рождеством честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и с днём памяти всех святых, в земле Русской просиявших!
История Русской Церкви охватывает собой тысячелетний временной промежуток, и наша Церковь за тысячу лет своего бытия переживала самые разные периоды, которые можно изучать, беря за основу, к примеру, систему церковного управления или же модель взаимоотношений Церкви и государства, но, пожалуй, самым правильным в изучении истории Церкви стоит считать подход, основанный на изучении явления святости. Мы знаем, что в Русской Церкви были периоды, в которые Бог прославил большое количество святых, были и противоположные периоды, те, в которые Церковь смогла явить лишь несколько святых. Первые — были наполнены евангельским вдохновением, вторые — отсутствием веры в то, что обычный человек способен к евангельской жизни.
Сегодня, как вы знаете, нам зачастую кажется, что сами мы ни на что не способны, и что где-то есть те духовные люди, которые способны наставить нас на путь христианской жизни, сделать так, чтобы мы всё поняли, осознали свой путь и предназначение, и наконец-то перестали впадать в свои привычные грехи. Есть среди нас и те, кто буквально охотится за такими людьми. С одной стороны, действительно, встреча с человеком, в котором живёт Дух Святой, может многое изменить в нашей жизни, с другой — у нас нет оснований из Священного Писания Нового Завета, побуждающих заниматься поиском таких людей. Более того, есть в Новом Завете строки, которые и вовсе повествуют о чём-то странном и в наши дни не совсем понятном: о назидании друг друга как о достаточном для спасения. Одно из таких мест содержится в 15-й главе Послания апостола Павла к Римлянам.
Это Павлово послание интересно тем, что христианская община Рима была основана не апостолом Павлом, и апостол совершенно не планировал вмешиваться в её внутренние дела, не чувствовал он, судя по всему, и дерзновения для каких-либо нравоучений, потому то в его Послании к Римлянам есть такие его слова: «Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам» (Рим. 15, 15).
Здесь же апостол Павел выразил очень интересную мысль, о которой нам стоит задуматься: «Я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15, 14).
Из слов апостола, мы можем сделать как минимум два практических вывода. Во-первых, давать назидания кому-то совершенно внешнему и потому незнакомому — плохая затея, апостолы так не поступали, они наставляли лишь тех людей, которых знали, и те общины, которые были ими основаны. Во-вторых, Дух Святой живёт не только в неведомой дали, в чужих землях и древних монастырях, наполненных седовласыми старцами, Он живёт в каждой христианской общине, если бы это было не так, то и таинства, которые совершаются в христианских православных храмах, были бы невозможны, потому как церковные таинства — плод действия Духа Святого. Если же Дух Святой живёт в христианских общинах, то Он в той или иной степени пребывает на каждом христианине внутри общины, следовательно, тот человек из приходского храма, который нам кажется простым, привычным и незатейливым обладает даром Святого Духа, и может в чём-то назидать других членов общины. Апостол Павел констатирует это как некий непреложный факт.
Дай Бог, чтобы именно так мы и воспринимали слова апостола, чтобы помнили о том, что сокровище духовного наставления находится рядом с нами, им можно воспользоваться, если, конечно, не превозноситься, не зазнаваться и быть внимательными к тем, кто рядом с нами.
Дай Бог, чтобы мы смогли поступать таким образом, ведь именно такое отношение друг к другу — залог того евангельского вдохновения, которое рождает святых!