23 июня 2024 года, в День Святой Троицы, Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию и великую вечерню праздника Пятидесятницы со чтением коленопреклонных молитв в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Пантелеимон (Королёв), игумен Александр (Широких), иеромонах Илия (Кропанов), иеромонах Тихон (Батурин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Роман Винников.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём Святой Троицы!
Сегодня Церковь совершает торжество в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, и совершенно естественно, что всё наше богослужение посвящено воспеванию Святого Духа и в Троице прославляемого Бога, кроме того, Церковь призывает нас поразмышлять и о дарах Святого Духа. Делает это Церковь и через прозвучавший во время Литургии отрывок из 7-й и 8-й глав Евангелия от Иоанна.
Древний Израиль испытывал постоянную нехватку питьевой воды, по этой причине в Ветхом Завете мы регулярно читаем о значимых природных источниках воды, да и сами события ветхозаветной истории зачастую разворачиваются рядом с колодцами. Евангелие вынужденно продолжило эту библейскую традицию, а потому и в Евангелии мы также находим множество историй о воде, колодцах и купальнях, более того, образ воды используется для метафорического описания духовных процессов, вода же выступает в услышанной нам сегодня речи Христа прообразом действия веры в человеке: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38).
Мы можем попытаться понять, каким образом воспринимали эти слова непосредственные слушатели Спасителя: вера во Христа обещает сделать человека источником чего-то чрезвычайно ценного, того, обладание чем даёт жизнь так, как даёт жизнь источник чистой воды в пустыне, и если за источники воды люди Древнего Ближнего Востока отчаянно конфликтовали между собой, то и вера должна быть вожделенным предметом обладания.
Но что по своей ценности для жизни может сравниться с водой в пустыне? Без чего человек не может жить даже при наличии необходимых для жизни материальных условий? Ответ кажется очевидным: без обладания мудростью мы способны прийти в жизненный тупик даже при наличии самых благоприятных внешних условий. Без мудрости мы перестаём осознавать самые простые вещи, и это способно нас погубить. Конечно, мудрость далеко не единственное нематериальное основание для благополучной жизни, к таким основаниям мы можем отнести и все те дарования, которые пророк Исайя указал как сообщаемые человеку Духом Святым: «Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия» (Ис. 11, 2). Всё это и скрывается под таинственными «реками воды живой», текущими из чрева верующих во Христа людей, и именно в этом ключе прокомментировал слова Спасителя апостол и евангелист Иоанн: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39).
Вера даёт возможность схождения на человека Духа Святого с Его дарами, наполняющими нашу жизнь содержанием и высшим смыслом, Дух Святой делает жизнь человека полной и в духовном смысле безопасной, Он вводит человека в Христово Царство и делает причастником вечности ещё здесь — в рамках земной жизни.
Дай Бог, чтобы ни для кого из нас слова о Духе не были лишь воспроизведением чужого опыта, дай Бог, чтобы общение с Духом Святым и обладание Его дарами стало для нас не менее естественным, чем общение друг с другом!