9 июня 2024 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
Апостол Иоанн Богослов в своём Первом соборном послании предостерегал христиан против несомненного доверия всему духовному, потому что отнюдь не все духи служат Богу: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4, 1). Конечно, эта мысль не была оригинальной мыслью апостола Иоанна, она представляет собой выражение опыта всего первого поколения христиан, а потому об осторожном отношении к духам мы можем прочитать и в других книгах Нового Завета, в частности, в 16-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой прозвучал сегодня во время Литургии.
В Первом соборном послании апостола Иоанна Богослова приводится критерий, с помощью которого можно отличить исходящего от Бога духа от духа антихристова, этот критерий звучит так: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Ин. 4, 2), и, соответственно, дух антихристов противоположен — он Христа не исповедует. Критерий апостола Иоанна прекрасен и универсален, однако в Евангелии есть один эпизод, который ставит под сомнение возможность использования этого критерия абсолютно во всех случаях. Речь идёт о повествовании первой главы Евангелия от Марка, в которой есть рассказ о запрете, наложенном на демона Господом Иисусом Христом тогда, когда нечистый дух исповедовал Его «Святым Божиим» (см. Мк. 1, 24–25). Нечто подобное мы услышали и в сегодняшнем отрывке книги Деяний святых апостолов: обладавший девушкой демон не говорил ничего плохого, напротив, его слова без всякого смущения может повторить любой христианин: апостолы — рабы Бога Всевышнего, они возвещают нам путь спасения.
Эти отрывки Нового Завета всегда обращали на себя самое пристальное внимание толкователей, а потому в традиции Церкви есть ответы на все возможные недоумения, мы знаем, почему и Спаситель, и Его апостолы не позволяли свидетельствовать демонам, этот ответ замечательно выразил святитель Афанасий Александрийский: «[Господь] не хотел, чтобы истина произносилась нечистыми устами, тем более устами демонов, чтобы не примешали они под видом истины свою собственную злую волю и не посеяли её в людях».
Однако становится не совсем понятно, как быть с критерием апостола Иоанна Богослова, и вообще, каким образом можно отличить по внешним проявлениям падших духов от духов, служащих Богу, если и первые, и вторые могут свидетельствовать о Христе. Ответ нам даст внимательное исследование всех тех отрывков Священного Писания, в которых упоминаются бесплотные существа: ангелы никогда никого ни к чему не принуждают, демоны же только принуждением и занимаются; ангелы не парализуют волю человека, демоны человеческую волю подменяют своей; ангельское благовестие невозможно монетизировать, а бесовская информация в некоторых случаях прекрасно поддаётся конвертации в устойчивые денежные знаки.
Апостолы прекрасно знали и чувствовали все эти критерии. Прекрасно понимали апостолы и то, что манипуляции волей человека — это изобретение библейского змея-искусителя, с помощью манипуляций он смог соблазнить первых людей. Все трагедии нашего мира — следствие этого бесовского изобретения, а потому любые манипуляции человеческой волей — это не то, что исходит от Бога.